МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка»

Мусаева Хаяла
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка»

Тема: «Использование здоровьесберегающий технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка»

«Здоровье детей – здоровье нации!»

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов, и том числе музыкальные руководители и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования- сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. От здоровья, эмоционального состояния детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

«Музыка много даёт для здоровья, если

пользоваться ею надлежащим образом»

Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную активность ребенка.

Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, по данным медицинской статистики, количество дошколь-ников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. В последние годы, к сожалению, отмечается и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

задачи:

- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма); через использование здоровьесберегающих технологий.

- С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям)

- Укреплять физическое, психическое здоровье детей и эмоционального благополучия через восприятие музыкальных произведений.

Каждое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий проходит по определенному алгоритму.

1. 1. Приветствие. Упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики. Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Упражнение на релаксацию.

Виды деятельности на занятии варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

• Валеологические песенки-распевки;

• Логритмика

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Оздоровительные и фонопедические упражнения;

• Игровой массаж;

• Пальчиковые игры;

• Речевые игры;

• Музыкотерапия.

1. Валеологические песенки - распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!»

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Например: «Доброе утро!»

2. ЛОГОРИТМИКА

Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

В средних группах я использую стихотворение с движениями «Падает снежок», «Ходьба».

А в старших группах - упражнения «Как мы ухаживаем за огородом», «Задуй свечку», «Голос» на координацию речи с движениями под музыку.

3. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика способствуют оздоровлению всей дыхательной системы. помогают увеличить объём дыхания и оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

• положительно влияет на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствуют восстановлению центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

4. Артикуляционной гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

5. Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей,

подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В организованной музыкальной деятельности используются:

оздоровительные упражнения для горла (по М. Картушиной);

фонопедические упражнения (по В. Емельянову);

интонационно-фонетические упражнения (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох);

игры со звуком;

голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Систематическое выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

6. Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы к внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В процессе работы повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Комплексы массажа и самомассажа выполняются под музыку. Она звучит ненавязчивым, приятным фоном во время проговаривания текста (чаще всего, несложные стихи или русские народные потешки) или текст пропевается.

Игровой массаж

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

7. Пальчиковые игры.

Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется движениями; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; также рифма положительна для слухового восприятия.

Пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового и теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» – знакомые дошкольникам «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., – которые адаптируются для возможности их показа движениями рук и, чаще всего, имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в организованную музыкальную деятельность пальчиковых игр и сказок:

стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

совершенствует внимание и память;

формирует ассоциативно-образное мышление;

облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

8. Речевые игры.

Ритмодекламации позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т. к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У дошкольников формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и ее грамматический строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппараты.

Основой таких игр служит детский фольклор: русские народные потешки, песенки, шутки, считалки, дразнилки. Сопровождать декламацию могут музыкальные и шумовые инструменты, звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, танцевальные и пантомимические движения, имитация движений и повадок животных, сонорные и колористические средства. Использование речевых игр Т. Боровик и Т. Тютюнниковой эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.

9. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Например, музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».

Я также использую психогимнастические упражнения на своих занятиях: в начале занятия – чтобы помочь детям настроиться на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

В средней группе использую релаксационные упражнения «Море волнуется раз», «Волны».

В старших группах –упражнения «Страх», «Котята», «Маленький скульптор». Эти игры позволяет почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих, создать атмосферу эмоционального комфорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни.

Результатами этой работы могут быть:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- повышение уровня речевого развития;

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка»
Опубликовано: 4 августа 2024 в 12:06
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка»» (включая файлы) размещена пользователем Мусаева Хаяла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД