Фаина Колесникова
Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Театр - самый доступный вид
искусства для детей-дошкольников.
Л. С. Выготский
Актуальность темы:
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно.
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей и рассматривается, прежде всего, как нарушение общения.
Публикация «Использование театрализованных игр в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
У детей присутствуют не только нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т. е. сила голоса, его тембр, выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Это всё влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность.
Моторика детей с речевыми нарушениями характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т. е. координация.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.
Театрализованные игры исследователь Л. В. Артё мова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой- либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Формы работы :
Беседы,
Чтение художественной литературы,
Репетиции, драматизация сказок,
Развлечения, фольклорные праздники,
Игры-драматизации,
Упражнения на развитие моторики, мимики, дикции,
Придумывание сказок.
В методическом комплекте Программы Н. В. Нищевой представлены пособия, которые способствуют активному использованию элементов театрализованной деятельности на занятиях. Это такие пособия как: «Играйки», «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста», «Новые разноцветные сказки», «Развивающие сказки», «Веселые диалоги».
На основании этих пособий мы с воспитателями составили «Учебно-тематический план по театрализованной деятельности» для старшей и подготовительной групп. Работа по плану начинается с октября. Конечно же, использование театрализованных игр проходит поэтапно, особенно с детьми первого года обучения. Организуем работу - от простого к сложному. Каждый четверг во вторую половину дня выделяем 20-25 минут на игры и упражнения по театрализации.
На первом этапе мы используем игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводим игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Здесь используем разыгрывание диалогов. Вначале овладения правильной речью более доступны короткие диалоги в стихах, где каждый ребенок выступает с 1-2 репликами.
На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
Четвертый этап – переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, бибабо. На этом этапе обучаем детей технике вождения куклы. В конце каждого месяца дети старшей и подготовительной групп показывают друг другу свои театрализованные представления.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения. Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми делает их более инициативными, эмоциональными, коммуникабельными. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится более связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми и взрослыми.
Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка и творческие способности.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практические все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность коррекции, нарушения речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного воздействия.
Литература:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В. И. Селиверстова. – М. : Просвещение, 1974г.