Утинова Елена Григорьевна
Использование ребусов в работе с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование ребусов в работе с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению грамоте»
Цель: Дети закрепят навык звукового анализа слов с помощью ребусов.
Задачи:
Публикация «Использование ребусов в работе с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Ребусы, шифровки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
- Совершенствовать умение решать ребусы и складывать слова по звукам и слогам. Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать их к заданной схеме;
- Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слова (Яна, Рома). Закреплять знание, что буква Я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова);
- Развивать фонетический слух, логическое мышление, активизировать речь;
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Материалы: ребусы (по первому звуку в слове, буква + слово, по первому слогу в слове, по последнему слогу, демонстрационные картинки (бабочка, крот, кабан, бусы, самокат, барабан, экран, панда, мак, кот, шутка, радуга; девочка и мальчик); схемы деления слов на слоги, схема звукового анализа слова, раздаточный материал (звуковые фишки, буквы, схемы).
Ход НОД
Вводная часть:
Воспитатель: В круг ко мне все поспешите, друг друга за руки возьмите, влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Ребята посмотрите, чей-то лежит рюкзак? Интересно, чей он? Давайте посмотрим что внутри?
Ответы детей: ребусы!
Воспитатель: Что с ними можно делать? (разгадывать зашифрованные слова)
Чтобы их разгадать, давайте разделимся на две команды.
Основная часть:
Дети решают ребусы по первому звуку в слове, буква + слово.
Воспитатель: Команды готовы?
Молодцы ребята, вы дружно разгадали все зашифрованные слова.
А теперь давайте, эти слова разделим на слоги и подберем к нужной схеме.
Но для начала послушайте правило:
«Слог»
Я делю слова на слоги –
Очень требованья строги!
В слове гласная одна – и слог будет - один
Гласных две – и слога тоже
Гласных три – и слога три.
Жить без гласной СЛОГ не может!
Сколько в слове гласных, столько и …слогов!
Дети самостоятельно подбирают картинки к схемам.
Воспитатель: Ребята, давайте все-таки узнаем, чей же рюкзачок? Заглянем в него, может там есть для нас подсказка. (Алиса, помоги достать).
Дети: еще ребусы!
Воспитатель: Разгадаем ребус по букве и первому слогу. А другой ребус по второму слогу в каждой картинке.
Воспитатель: Как зовут ребят? (Яна и Рома, так вот кто потерял рюкзак? Давайте с ребятами познакомиться?
Воспитатель: Но для начала нужно пройти за столы, сядет за стол тот, у кого имя начинается на гласный звук; сядет тот, у кого имя начинается на мягкий согласный звук, на твердый согласный звук.
(Выставляю картинки девочки и мальчика)
Воспитатель: Ну а вот Яна и Рома.
Воспитатель: Прежде чем вернуть рюкзачок ребятам, давайте разберем слова Рома и Яна по звукам и буквам.
(Дети за столами самостоятельно разбирают слова, выкладывают звуками на схеме, буквами, подбирают слоговые схемы)
Воспитатель: Кто расскажет какой первый звук? какой второй звук?
Кто расскажет про третий звук? Какой четвертый звук?
Кто выложит слово буквами?
Прочитаем имя.
Сколько звуков, сколько букв, в слове?
Сколько слогов? Почему?
На какой гласный звук падает ударение?
Воспитатель: А теперь разберем имя Яна, какая первая буква в слове Яна? (Я)
Давайте вспомним, если гласная Я стоит вначале слова, какие два звука она обозначает? (йа)
Воспитатель: Кто скажет, какой первый звук? (й) Он какой? (мягкий согласный)
(Дети выходят к доске, обозначают на схеме)
Какой второй звук? (а, (он гласный).
Какой третий звук? (н) он какой? (Твердый согласный, звонкий).
Какой четвертый звук? (а, (он гласный).
Кто выложит слово буквами?
Сколько звуков, сколько букв, в слове Яна?
Ребята, почему звуков получилось больше чем букв?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями! А теперь вернем рюкзак ребятам. Нашим друзьям пора дальше отправляться в путь.
Что можно им пожелать, чтобы с Ромой и Яной такого больше не случилось?
Ответы детей: Хотим пожелать, чтобы Яна и Рома не теряли больше рюкзак; были внимательными и берегли свои вещи.
Заключительная часть: Молодцы, а теперь в круг ко мне все поспешите, друг друга за руки возьмите! Ребята, скажите, мы смогли узнать, чей был рюкзак? Как мы узнали? (разгадали ребусы)
Какие задания были сложные для вас? А что было легко?
Молодцы, все сегодня постарались, были активными и внимательными!
За ваши старания я хочу вручить вам медали достижений.
А в следующий раз мы пригласим Рому и Яну в гости к нам с другими интересными ребусами.