Папки-передвижки

Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях

Алёна Колова
Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора должно быть направлено на реализацию конструктивно-модельной деятельности.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Музыка – это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия музыкой способствуют развитию речи детей, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Музыка является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, песен, танцев, а умением привить любовь к занятиям. Можно сказать, что правильно организованная деятельность способствует формированию личности ребенка. Он приобретает такие качества как самостоятельность и активность. И в этом главная цель.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем,что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно,просто потому,что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то,что не подкрепленно наглядной картинкой,нечто абстрактное,то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания,развить ассоциативное мышление и воображение,повысить внимательность.

Поэтому я использую данную образовательную технологию по практическому обучению детей пению и хореографии. Она предполагает разработку и использование мнемосхем в разучивании песен, танцев, игре на детских музыкальных инструментах. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания.

Теоретическим фундаментом решения задач музыкального развития являются исследования Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, которыми было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования : музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства исвязи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что в современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольника – является пение. При проведении музыкальных занятий, я столкнулась с проблемой: детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен во время пения. Передо мной и педагогами группы стоит задача – развитие связной речи у детей. А ведь пение в процессе развития речи – необходимый для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности и роль пения в полноценном развитии ребёнка велика.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, определила цельработы: оптимизировать работу с детьми по разучиванию песен, танцевальных движений и перестроений под музыку, путём использования мнемосхем.

Задачи:

Образовательные:

• формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, навыки координации и техники движений;

• упражнять в умении с помощью графического рисунка понимать и рассказывать знакомые песни, заучивать элементы танцев по мнемосхемам

Развивающие:

• развивать речевую активность детей и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (воображения, памяти, мышления, воображения, внимания) и творческие способности;

• способствовать развитию музыкального вкуса, музыкальныхи творческих способностей детей

Воспитательные:

• воспитание вежливого взаимоотношения в паре, в коллективе;

• воспитывать любовь и интесрес к музыкальной деятельности;

• воспитывать чуткость и чувственность к прекрасному.

Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”. В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т. п. В мнемосхемах к песням используются маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать

Представление опыта

Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

На первом этапе работы я решила использовать мнемотехнику для сообщения детям общих знаний о музыке («Что такое музыка, о ее выразительных средствах («Громко – тихо», «Медленно – быстро», «Весело – грустно», о ее жанрах (Марш – танец - песня).

Предлагаю рассмотреть эту систему на примере работы

На 1 занятие познакомила детей с мнемотаблицей «Что такое музыка

Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ.

Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан.

Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант.

Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты.

Музыку можно исполнять и другим важным инструментом, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей.

Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня.

Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике.

А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!

Для закрепления знаний используются модели-загадки «Какая музыка спряталась (Колыбельная, марш, танец).

Для знакомства детей с характером музыки предлагаю им мнемотаблицу «Как звучит музыка

Рассказываю, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и

монотонно как часы,шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно как колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки, весело и по-озорному, как зайчик на лужайке.

На втором этапе работы стала использовать мнемотаблицы для разучивания потешек, распевок, песенок. Основная цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение).

Так, например мы заучиваем песню «Осень»

Мы с детьми рассматривали готовыемнемотаблицы, составленные по содержанию песни, расшифровывали символы. Затем пересказывали информацию с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога, а потом пропевали под музыку. В совей работе использую еще такой прием, ка отгадывание загадок-мнемотаблиц (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении).Сейчас дети самостоятельно могут придумыватьмнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.

На следующих этапах применяю в работе с дошкольниками мнемоквадраты;мнемодорожки;схемытанцев;иллюстрации; мнемотаблицы для разучивания танцевальных элементов. На занятиях музыки огромное время тратится на запоминание слов обьясненийтанца. Ребёнок должен выучить все танцевальные движения и запомнить все перемещения. Использование мнемосхем облегчает этот процесс.

На каждое танцевальное движение придумывается картинка вместе с детьми:движение «Пружинка»(пружина);«Прыжки»(мячик);«Кружение»(юла);«Лодочка» (лодка); «Топотушки» (сапожки); «Салютики» (салют);«Обезьянки»(обезьяна);«Каблучки»(ботинокскаблуком); «Ветерки» (веточки); «Тарелочки» (тарелки).

В подготовительной группе использую мнемоквадраты «Танцующие человечки».С помощью маленьких «танцующих человечков» осуществляется схематичнопоказопределенногодвиженияилиисходноеположение. Использую подводящие вопросы : Что обозначает этот знак на общей модели? Как мы это можем изобразить? Так же, мы играли в игру – импровизацию на развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Включалась музыка, показывались карточки, и дети выполняли танцевальные движения соответственно схеме. Благодаря этим мнемокарточкам, мнемосхемам можно поставить простейший танец, выучить песню - экспромт на любой праздник или развлечение.

Мнемотаблицытакже помогает мне и при развитии ритмического слуха. Ребенку предлагается выбрать любую картинку на мнемотаблице, и попробовать воспроизвести этот ритм ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами. Такие мнемотаблицы помогают в диагностике музыкального развития детей.

Метод мнемотехники я широко использую на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен придти к ним в гости. Или, по мнемодорожке дети должны угадать, какую песню они должны исполнить. Иногда, по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения этих подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально-образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводила консультации «Путешествие в страну мнемотехники», «Учим потешки и распевки с помощью мнемготаблиц», папка передвижка «Составляем и используем мнемотаблицы дома». Так же, для тех детей, которые мало посещали детский сад и конечно же, по желанию родителей разработала задания, на которых изображен весь танец в виде карточки-лото. Родителям сбрасывала на флешку танец и давала карточку-лото, консультировала. Дома мама с ребенком разучивали танец по карточке и приходя на музыкальное занятие или на праздник подготовленным не чувствовал себя скованно, непринужденно.

Результаты.

Уже сейчас видны результаты моей работы. В ходе контрольной диагностики отмечается положительная динамика использования данной технологии в музыкальном развитии детей.

Благодаря мнемотехнике дети научились быстро реагировать, мыслить, стали внимательней. Я с точностью могу утверждать, что результат по инсценировке танца и исполнения песен детьми имеет положительную динамику. По результатам диагностики лишь два ребенка в силу своих физических возможностей имеют низкий уровень.

Распространение собственного опыта работы

Среди педагогов нашего дошкольного учреждения мною проведено анкетирование «Приёмы мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Выявлены педагоги интересующиеся данной проблемой. Для них я разработала и провела консультацию «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихотворений» Мною был подобран большой методический материал по теме (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнетаблицы для заучивания песен, закличек, танцев).Разработан перспективный план по использованию мнемотаболиц. В 2020 гоудпоказала открытое занятие «Зимняя фантазия», педагогичекуюмастерсскую «Путешествие в страну мнемотехники».

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.

Я считаю, что такой проект очень нужный и значимый для музыкального развития дошкольников, так как он приобщает детей к подлинному искусству, формирует их музыкальный вкус, прививает любовь к искусству.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 15:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов мнемотехники на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Колова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД