Марина Рыжикова
Использование игровых компьютерных приёмов для формирования у детей представления о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМЕНАР
подготовил и провёл воспитатель
МБДОУ д/с №64 Рыжикова М. А.
Тема: «Использование игровых компьютерных приёмов для формирования у детей представления о здоровом образе жизни».
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В соответствии с Законом № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала. Новый подход к формированию здорового образа жизни требует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений. Одним из важных условий обновления является использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Дошкольный возраст – очень важный период в жизни человека. В эти годы идет интенсивное развитие организма, происходит становление личности, закладываются основы умственного, нравственного, физического развития, формируется здоровье человека. Однако в последние десятилетия выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья дошкольников. Именно поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни - необходимое условие для решения этой приоритетной задачи. Перед педагогами стоит вопрос: какие технологии, методы и приемы наиболее эффективно помогут научить ребенка заботиться о своем здоровье, обеспечить его активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни. Мышление дошкольников носит конкретный, образный характер, их внимание неустойчиво. А это значит, что в процессе обучения обязательно должен использоваться доступный, красочный, разнообразный наглядный материал. Видео- и аудиозаписи также помогут заинтересовать детей, надолго привлечь их внимание. Каждый специалист может найти новый подход к обучению ребенка, используя компьютерные технологии. «Презентация» — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Применение компьютерной техники позволяет сделать физкультурное занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне. Мультимедиа – способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Использование на физкультурных занятиях мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Используется просмотр мультимедийных презентаций как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия. Медиазанятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука, мультимедийного проектора и экрана, с соблюдением санитарно- гигиенических норм при работе с компьютером. Материал можно систематизировать по следующим темам: • «Спортивные досуги»; • «КГН, здоровый образ жизни»; • «Экология» и др. Используемая форма работы позволяет : • делать совме стную деятельно сть по-настоящему привлекательной, современной благодаря дизайну представляемой информации; • компьютерные технологии помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи; • внедрение ИКТ позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: • осуществление полисенсорного восприятия материала; • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. С помощью программы PowerPoint можно сделать серию мультимедийных презентаций: «Полезные и вредные продукты» «Где живут витаминки» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» «Веселая прогулка» «Зимние забавы» «На зарядку становись!» «Советы доктора Айболита» и др. Мультимедийные презентации - это яркие, доступные пособия, которые можно использовать как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Чередование демонстрации красочного материала и беседы помогают сформировать у детей представления о ЗОЖ, его компонентах. А включение в презентацию анимации, звукового и музыкального сопровождения вызывает у детей еще больший интерес, повышает внимание. Интерактивная доска открывает большие возможности не только для педагога, но и для детей. Дети не просто смотрят презентации, но и становятся активными участниками образовательного процесса. Интерактивная доска реагирует на прикосновения пальцев, с помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т. п., поэтому дети могут выполнять на ней различные задания. Например: • Дети руками передвигают картинки, группируя их по определенному признаку («Полезные и вредные продукты», «Что полезно для здоровья», «Предметы личной гигиены» и т. д.) • Дети с помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя картинки, изображения. («Какие продукты полезны для зрения, для роста и т. п.», «В каких продуктах есть витамин А и т. д.», «Как правильно чистить зубы» и т. д.) • Дети с помощью маркера дорисовывают картинки, изображения; • Дети с помощью маркера или пальчика обводят картинки («Что возьмешь на прогулку», «Что нужно делать, когда болеешь», «Если хочешь быть здоров» и т. д.). Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать физкультурные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Таким образом, поощрение ребенка при правильном выполнении заданий самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным.