Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование дидактических сказок в речевом развитии детей»

Наталия Григорьева
Консультация для воспитателей «Использование дидактических сказок в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Как отметили учителя-логопеды и воспитатели нашего детского сада, идет ежегодное увеличение количества детей с нарушениями речи. А также возрастает количество детей с более тяжелыми нарушениями речи. У детей с ОНР имеется различная неречевая симптоматика : нарушения моторной сферы, особенности развития внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. В связи с этим становится актуальным вопрос поиска новых логопедических методов и приемов работы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических сказок в речевом развитии детей“» размещена в разделах

Для улучшения сложившейся ситуации рекомендую использовать дидактические сказки. Что такое дидактические сказки? Вот что говорит об этом Т. Д. Зинкевич-Евтигнеева: «Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактивные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний».

Что дает использование дидактических сказок?

Используя традиционную подачу обучающего материала в коррекционной работе, педагоги часто опережают актуальную для мозга дошкольника ситуацию. Происходит энергетическое обкрадывание. Внешне это проявляется в отсутствии интереса ребенка к занятию, переутомлении, ребенок плохо формирует навыки самоконтроля за речью. Используя дидактические сказки, педагог стимулирует активную работу правого полушария и создает благоприятную почву для формирования функций левого.

• Работа с использованием сказки позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. А ведь именно непроизвольное внимание в дошкольном возрасте преобладает.

• Создается эмоциональный контакт между педагогом и детьми.

К основным постулатам ФГОС можно отнести следующее: дошкольный возраст – не этап подготовки ребенка к школе или будущей взрослой жизни, а самоценный, уникальный период жизни, который ребенок должен прожить полноценно, интересно и радостно. Сказка позволяет выполнить образовательные задачи без перегрузки и учесть возрастные особенности ребенка-дошкольника.

Алгоритм создания дидактической сказки-задания :

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган, ливень, тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей)

3. Обращение к ребенку (только человек с пылким сердцем и хорошими знаниями может все изменить и всех спасти, поэтому нужно выполнить некоторые задания).

Чтобы начать работу над созданием дидактических сказок нужно изучить соответствующую литературу по данной теме. Такая литература имеется.

1. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии» - М. : Речь, 2007

2. Косинова Е. М. «Уроки логопеда» - М. : ЭКСМО, 2004

3. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

4. Нищева Н. В. «Развивающие сказки». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Нищева Н. В. Использует термин «развивающие сказки». Вот что она пишет об использовании сказок в коррекционной работе: «Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка… а также при максимальной «плотности» занятий сохраняется атмосфера непосредственности, эмоциональности. Это достигается благодаря использованию большого количества заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу. Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям. Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообразных демонстрационных материалов способствует поддержанию устойчивого внимания детей».

Конечно, изучив литературу, опираясь на представленную ранее систему поэтапной работы, каждый педагог может сочинить свои дидактические сказки для детей. Хочу предложить вашему вниманию дидактические сказки автора статьи, на которою я опиралась во время написания консультации.

«Сказка о том, как гном Говорушка Камень Ловкости добывал»

(для сопровождения логопедического массажа)

(Используются специальные картинки)

«Жил-был на свете гном Говорушка. Он жил в Подгорной стране гномов. Гномы любили рыться под землей в горах и добывать драгоценные камни. Однажды они нашли Камень Силы и Ловкости (показ камня). Тот, кто прикасался к этому камню, становился сильным и ловким. По правилам Подгорной страны, к камню можно было прикоснуться только один раз. Когда Говорушка подрос пришло время и ему прикоснуться к Камню Силы и Ловкости. Но Говорушка хотел быть самым сильным и самым ловким, поэтому он решил открыть шкатулку еще раз и дотронуться до Камня. Так он и сделал. Когда он открыл шкатулку, камень засверкал очень ярко. Этот свет увидел дракон, он схватил камень и унес его к себе в пещеру. Пришлось Говорушке отправляться в пещеру к дракону, чтобы вернуть камень на место.

Сначала Говорушка спускался с горы.

Потом он шел через еловый лес. Там росли высокие ели. Вот такие.

Потом он шел вдоль бурной речки. И речка текла вот так.

Потом ему нужно было перебраться через речку, и он построил мостик.

Вот он подошел к пещере дракона и позвонил в звонок-колокольчик. Дракон вышел и стал грозно размахивать хвостом. Вот так.

Говорушка испугался и закрыл глаза. А когда их открыл, то увидел, что дракон улетает, оставив свой дом и Камень. Говорушка зашел в пещеру, и посмотрел по сторонам. Его окружали зеркальные стены. И о чудо! В зеркале на него смотрел какой – то незнакомый гном- крепкий, с сильными руками. И тут гном понял, что пока он шел к дракону, он стал сильным и ловким. И еще он понял, что главную силу можно получить, если регулярно тренироваться. Вот и твой язычок станет сильным и ловким после массажа и гимнастики. А Говорушка вернул Камень на место. Теперь он знает, что главные силы у нас внутри».

Сказка для автомотизации звуков в словах «Гном Говорушка и волшебная лестница»

(Сказка создана на основе слоговых игр Е. М. Косиновой «Пианино», Мячики», «Лесенка»)

«Однажды гном Говорушка побывал в цирке. И больше всего ему понравилось, как Фокусник фокусы показывал. Фокусник-Волшебник превращал морковку в кролика, заставлял летать по воздуху шарики и еще много показывал разных чудес. Гному тоже захотелось научиться делать чудеса и он отправился за кулисы в гости к Фокуснику. Говорушка постучал, но ему никто не ответил. Дверь волшебным образом приоткрылась. В комнате было темно, в темноте гном на что-то налетел, это что-то издало музыкальный звук: та-та-та. Вдруг под потолком включилась лампа, и Говорушка увидел волшебное пианино. Пианино умело разговаривать, да еще и смотрело своими веселыми глазами.

- Привет, мой юный друг!

-Привет, а где мне найти Фокусника?

-Я расскажу тебе, только сначала поиграй со мной. Спой песенку с о звуком… (ребенку нужно спеть слоговую песенку с заданным звуком, например: ША-ША-ША… (Ребенок «нажимает» на клавиши и поет или проговаривает слоговые ряды)

-Молодец, иди прямо, увидишь коробку с чудесными шариками. Они покажут тебе дорогу дальше.

Говорушка увидел разноцветную коробку, открыл ее. Из коробки выскочили разноц. шарики и стали кричать:

-Зачем ты открыл коробку, теперь мы будем прыгать не успокоимся.

-Я только хотел узнать, как найти Фокусика.

-тогда проговори вместе с нами слоги со звуком, каждый из нас займет свое место в коробке, и мы покажем тебе дорогу. (Ребенок проговаривает слоги)

Шарики подсказали Говорушке дорогу. Гном увидел лестницу. Сделал первый шаг и услышал:

-Ой, ой! Кто же так ходит! Нельзя так ходить по волшебным лестницам!

-Научите меня, как правильно.

-Правила простые. Поднимаясь по ступенькам нужно проговаривать слог (ША-ША-ША, а спускаться с проговариванием (ШО-ШО-ШО). Если скажешь все правильно, попадешь к Фокуснику.

И вот Говорушка увидел Фокусника. Гном объяснил, что пришел сюда, чтобы научиться делать фокусы.

-Странно,- удивился Фокусник, - ведь ты и сам совершил чудо. Ты поставил правильно язычок и сказал звук красиво. Молодец!

Сказка «Отпуск в деревне Звукино»

(автомотизация звуков)

Гномы очень трудолюбивый народ, но иногда им хочется отдохнуть. И тогда они отправляются в отпуск. Вот и Говорушка решил отправиться в отпуск к своей бабушке.

Бабушка сидела возле дома на скамейке и припоминала слова на звук «ц» (или любой звук). Но она была старенькая и ничего не могла вспомнить. Давай вместе с Говорушкой поможем бабушке. (Ребенок называет слова с заданным звуком)

Тут Гном увидел курицу, она считала своих цыплят.

Игра «1, 2, 3, 4, 5»

А потом стала их хвалить: «Что ни цыпленок, то умница! Молодец, удалец! Очень ценный птенец!»

Потом Говорушка отправился на рыбалку.

Игра «Рыбалка» (ловить картинки с предметами на заданный звук)

Когда отпуск закончился, Говорушка вернулся к себе домой.

Сказка «На лесной полянке»

(развитие речевого дыхания)

Однажды Фокусник-Волшебник потерял на лесной полянке свою волшебную звездочу. Он попросил Говорушку найти ее. Гном пришел на полянку и увидел лягушку. Она попросила научить ее прыгать (выставляется бумажная игрушка лягушки и ребенок на нее дует – лягушка «прыгает»)

Говорушка стал снова искать звездочку, но услышал жалобный голосок бабочки. Она только что превратилась в бабочку и еще боится летать. Говорушка подул на бабочку и она полетела (ребенок поддувает на бабочку на веревочке)

Потом он встетил зайчонка, который боялся начать бегать, и уточку, которая не могла плавать. Он всем помог (ребенок поддувает фигурки)

Но тут набежала тучка (ребенок дует на вертушку-тучку, и стал капать дождик (ребенок дует на дождинки)

Гном расстроился и испугался. Из-за дождика поиски могли затянуться до вечера. Но тут бабочка вспорхнула к тучке и попросила ее чуть подождать, а солнышко попросила посветить ярче (ребенок дует на вертушку-солнышко). Говорушка быстро отыскал звездочку и вернул ее Фокуснику (ребенок дует на бумажную звездочку)

Уважаемые коллеги! Вы заметили, что работа по данной теме не простая. Она требует многих умений и навыков. Но как говориться, чего мы только не осваивали, чего не придумывали. Удачи вам в вашем творческом процессе!

СПАСИБО за внимание!

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие.

Использование сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью игры. Задачи: - побуждать детей к общению.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в речевом развитии» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей» «Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Если сегодня будем учить.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Психологи и педагоги рассматривают.

Консультация для воспитателей «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста» Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления.

Консультация «Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста» В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических сказок в речевом развитии детей»
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 15:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование дидактических сказок в речевом развитии детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Григорьева (УИ 1272966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД