Ольга Березина
Конспект исследования «Тайны песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект исследования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 р. п. Петровское
Тема исследования :
«Тайны песка»
Выполнила:
Руководитель: Березина Ольга Викторовна
Воспитатель 1-ой квалификационной категории.
р. п. Петровское
2018
Циклограмма экспериментальной деятельности
Актуальность темы
Публикация «Конспект исследования „Тайны песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных и любимых забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь из песка можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры. Но всё ли дети знают о свойствах песка? Чем отличается сухой песок от мокрого? Где взрослые люди используют песок?
Цель исследования : Изучить свойства сухого и мокрого песка, значение его в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи исследования :
1. Изучить свойства сухого и мокрого песка, способы работы с ним.
2. Через опыты узнать свойств песка и предметов, изготовленных из песка.
3. Познакомиться со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.
Гипотеза проекта
У сухого и мокрого песка разные свойства
Вопросы, на которые будем искать ответы.
1. Все ли я знаю о песке?
2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?
3. Из чего состоит песок?
4. Какого цвета песок?
5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
7. Может ли песок двигаться?
8. Где и как люди могут использовать песок?
9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Предварительная работа:
1. Беседа «Для чего нужен песок»
2. Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук)
3. НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице»)
4. Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка
5. Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека
Методы и приемы работы:
1. Наглядные (наблюдение, иллюстрация)
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы)
3. Практические (игры эксперименты, опыты)
Это интересно
Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное просто
Образование песка
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику.
Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка
Перечень опытов с песком
Цель:
Познакомиться со свойствами песка, его происхождением, использованием, пользой.
Задачи:
1. Получить представление о песке как о природном материале.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем ознакомления со свойствами песка.
3. Научить анализировать, сравнивать, обобщать 4. Закреплять правила безопасности работы с песком. 5. Формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию. 6. Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях и на страницах интернета, фотографий по теме песок, песочных часов, изготовление цветного песка.
Материал: песок, одноразовые стаканчики, баночки с водой, ложечки, деревянные палочки, подставки, лупа, тазики, магнит, баночки с воронками, фартуки, «коробочка с волшебными мешочками», слайды «В мире песка».
Просмотр слайдов «В мире песка».
Выводы от увиденного: Песок- кусочки породы, камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается. песок.
Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным, есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду- получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
Опыт 1 (с лупой)
Ребенок: Возьму мерной ложечкой сухой песок, насыплю его на пластину и рассмотрю в лупу. Найду как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются: как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, из крупных камушков и маленьких песчинок.
Опыт 2 (с воронкой)
Ребенок: Воронку вставлю в баночку, возьму сухой песок и высыплю в воронку. Видно, что он сыпется из воронки в емкость, значит он сыпучий.
Вывод: Сухой песок сыпучее вещество,
Опыт 3 (с водой)
Ребенок: Возьму тазик и насыплю в него песок, добавлю воду, она исчезла. Попробую сделать куличик из мокрого песка.
Вывод: песок хорошо впитывает воду, из мокрого песка можно делать куличики.
Опыт 4 (Свойства сухого песка)
Ребенок: А вот интересно песок пропускает воду? Возьму баночку с воронкой. В воронку насыплю песок, и налью туда воду. Вода походит через песок.
Вывод: Значит песок пропускает воду.
Опыт 5 (Рисунки из песка на стекле)
Ребенок: А можно ли рисовать песком? Попробую нарисовать поочередно правой и левой рукой. Потом- одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Красивые линии, узоры получаются. Попробую нарисовать на песке свое настроение.
Вывод: Из песка получаются рисунки
Опыт 6 (Отпечатки на сухом и мокром песке)
Оборудование: тазики с мокрым и сухим песком.
Вопрос: - На мокром будут лучше?- На сухом будут лучше?
Ребенок: наступлю на сухой песок, потом на сырой и сравню оставленные следы.
Вывод: На мокром песке остаются более чёткие отпечатки
Опыт 7 (Можно ли песок заморозить)
Гипотеза: сухой песок замерзает (не замерзает). Мокрый песок замерзает (не замерзает)
Оборудование: сухой песок на тарелочке и куличик из мокрого песка, холодильник.
Вывод: Сухой песок не замерзает, мокрый замерзает, так как в мокром песке есть вода
Рефлексия: Что нового я узнала о песке?
• Песчинки состоят из очень твёрдых и разных пород.
• В жарких странах песок может потрескивать от нагревания. А когда песка очень много, то звук кажется поющим.
• А на побережье озера Байкал песок поёт из-за трения песчинок друг об друга.
• Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе.
• Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет, тяжелее в весе.
• Использование песка людьми : приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Итог исследования :
• Песок в мокром состоянии замерзает
• Песок твердый и сыпучий
• Движение песка похоже на течение
• Песок пропускает воду
• Из мокрого песка можно лепить
• Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу
• Песок бывает разного цвета
Литература:
1. Энциклопедия «Обо всем на свете от А до Я» Издательство «Махаон» 1990 год
2. Энциклопедия «Хочу все знать» Издательство «Триада» 2006 год
3. Большая детская энциклопедия. Москва «РОСМЭН» 2008 Перевод с английского А. И Кима, В. В. Демикина
4. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А Мартынова И. М. Суркова.
5. Интернет ресурсы.