Гульнара Нугаева
Компетенции обучающегося и педагога в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к результатам в ДО:
Измерить результаты, заложенные в стандарте, довольно сложно (все дети разные, результат может быть отсроченным, степень проявления варьируется).Не должно быть жесткой нацеленности на какие-либо показатели, процедур тестирования. Однако, требования к результатам должны иметь место в форме общих требований и ориентиров. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. В новом стандарте категория готовности к школе рассматривается не как владение механическим навыком, к примеру, чтения, а как наличие следующих качеств:
Публикация «Компетенции обучающегося и педагога в ДО» размещена в разделах
стремление узнать новое,
способность думать самостоятельно,
любознательность,
самоконтроль,
воображение, умение задавать вопросы.
Стандарт нацелен на подготовку к школе, но не в плане прямого обучения по школьной программе, а на основе формирования ключевых способностей/компетенций в рамках дошкольного детства. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
формирование различных знаний об окружающем мире.
Распределившись по группам, сформировать модель идеального выпускника ДОУ. Успешность рассматривается как владение набором компетенций, позволяющих людям эффективно адаптироваться к условиям жизни. Главным для развития ребенка - дошкольника является освоение социальных видов деятельности, результатом которых становится осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей. Компетентность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и действовать в ней на основе практикоориентированных знаний, решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Определены показатели успешности современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки универсальных учебных действий (начальные ключевые компетенции, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования. В контексте современных представлений о цели образования начальные ключевые компетенции являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их успешности и готовности к переходу на первую ступень школьного образования. Становление начальных компетенций ребенка старшего дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации развивающей образовательной среды, основным видом деятельности в которой является игра.
Базовые компетенции дошкольника :
Организационная компетенция
способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения,
управлять своим поведением,
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Социальная компетенция :
умение правильно взаимодействовать в обществе,
конструктивно решать сложившиеся проблемы,
иметь собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
способность следовать различным моделям социальных отношений,
закрепление первичных представлений о себе, семье, обществе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
Коммуникативная компетенция :
овладение основными видами речевой деятельности и культурой речи;
способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
навыки в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях.
Базовые коммуникативные умения, отражающие содержательную суть общения:
- приветствие;
- прощание;
- обращение;
- просьба о поддержке, помощи, об услуге;
- оказание поддержки, помощи, услуги;
- благодарность;
- отказ;
- прощение.
2. Процессуальные коммуникативные навыки, обеспечивающие общение как процесс:
- умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;
- выступать перед другими;
- слушать других;
- сотрудничать;
- управлять (командовать);
- подчиняться.
Здоровьесберегающая
признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности,
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности,
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Информационная
умение ориентироваться в некоторых источниках информации.
умение делать выводы из полученной информации.
умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
умение задавать вопросы на интересующую тему.
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования
Современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
Кроме этого педагог должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Социально – профессиональные компетенции воспитателя ДОУ, позволяющие ему осуществлять познавательное развитие дошкольников:
Социальные;
Познавательные;
Операциональные.
Социальные компетенции :
способность обмениваться информацией,
заявлять о своих интересах,
проявлять терпимость к окружающим и их мнению,
обладать определенной эмоциональной устойчивостью,
уметь оказывать разнообразную помощь другим людям,
участвовать в работе команды.
Познавательные компетенции :
умение самостоятельно находить источники информации,
обрабатывать и структурировать информацию,
концентрироваться на учебе или работе,
переносить освоенные навыки и знания на новые ситуации,
самостоятельно обрабатывать массивы новой информации.
Операциональные компетенции :
определять цели и порядок работы,
уметь противостоять неуверенности и неопределенности,
уметь принимать и осуществлять решения,
обобщать результаты работы,
определять временной регламент работы.