Антонина Бердникова
Формирование ценностного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством профессий
Тема моей статьи «Формирование ценностного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями». Информационно – познавательный проект «Профессия – Учитель».
Я хочу поделиться опытом моей работы по ознакомлению воспитанников подготовительной к школе группы с профессией Учитель.
Публикация «Формирование ценностного отношения к труду взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством профессий» размещена в разделах
В Федеральный законе от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», дано новое определение термину воспитание, в котором сказано, что воспитание это так же и создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В задачах ФГОС ДО говорится о формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда.
В современном мире, дети мало получают положительной информации о профессии Учитель, хотя это одна из самых значимых и важных профессий в наше время.
К тому же очень часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Ознакомление своих воспитанников с профессией Учитель, я решила организовать через проектную деятельность и разработала познавательно-информационный проект, который так и называется «Профессия – учитель». С содержанием и результатами которого я познакомлю.
Цель проекта: знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессией учитель. Формирование положительного отношения к предстоящему обучению.
Задачи проекта:
- Способствовать расширению уточнению представлений о профессии учитель.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе.
- Обогащать развивающую предметно-пространственную среду игровыми, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими ознакомление старших дошкольников с профессией учитель и повышение интереса к школе.
- Создать условия для включения родительской общественности в образовательный процесс по данной теме.
Как я уже сказала выше проект познавательно-информационный, краткосрочный. Длительность проекта с 1 сентября по 5 октября. Как и все проекты, данный проект состоит из трех этапов: подготовительный этап, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает накопление знаний.
Скажу сразу, что методической литературы по данному направлению очень мало, поэтому я в основном использовала интернет-источники, знакомилась с опытом работы коллег в данном направлении на различных интернет-сайтах.
У нас подобрано очень большое количество дидактических игр на тему профессии. Так же мы подобрали познавательную литературу: энциклопедии, азбуки, буквари и т. д., подобрали художественную литературу, содержащую рассказы о школьной жизни.
Так же создали уголок сюжетно-ролевой игры «Школа». В процессе реализации проекта были созданы альбом «Профессия Учитель», картотека пословиц и поговорок о школе.
Второй этап – основной, который включает совместную работу с детьми, родителями, социальными партнерами.
Реализацию второго этапа проекта я начала с бесед с родителями, познакомила их с проектом, с задачами, содержанием. Родители с большим интересом включились в проект.
С помощью родителей организовали развлечение «День знаний», которое было стартом нашего проекта. Затем провела цикл бесед с воспитанниками о школе, о важности и трудности профессии учителя, о том каким должен быть будущий первоклассник. Предложила родителям почитать вместе с детьми следующую художественную литературу: стихотворение Г. П. Шалаевой «Учитель», умные сказки М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа», рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого о школе и др.
После этого я предложила ребятам оформить страничку своего портфолио «Я – будущий первоклассник!».
Провела среди воспитанников и родителей небольшой опрос, есть ли среди родственников опрошенных, учителя начальных классов. Выяснилось, что бабушка нашей воспитанницы работает в МБОУ «Лицей» учителем начальных классов. Так как в связи с ограничительными мерами по профилактики КОВИД, пригласить в группу мы ее не смогли, но попросили записать видео и рассказать о работе учителя. Это видеообращение я включила в образовательную деятельность «Профессия-Учитель». Ребята слушали с большим интересом.
В ходе сюжетно-ролевой игры ребята «примеряли» для себя роль учителя.
Кроме бесед, с родителями было проведено родительское собрание на тему «Портрет будущего первоклассника», были разработаны консультации и буклеты «Скоро в школу», «На пути к школе», совместно с родителями составили картотеку «Пословицы и поговорки о школе».
Итоговым мероприятием нашего проекта было изготовление на День учителя подарка для бабушки нашей воспитанницы Перепеловой Марине Алексеевне и поздравление.
Результаты работы с детьми:
Дети приобрели представления о важности и значимости профессии «Учитель».
У воспитанников повысился интерес к школе. (в самостоятельной деятельности стали чаще рассматривать буквари, рисовать на школьную тематику, играть в сюжетно- ролевую игру «Школа»)
Воспитанники с большим желанием делятся своими впечатлениями после каждого посещения занятий в Школе будущего первоклассника.
У детей стало проявляться уважение к труду не только учителя, но и воспитателя. По наблюдениям и опросу детей, 11 воспитанников желают в будущем стать учителем, воспитателем, либо тренером.
Обогащение РППС:
Созданы альбомы, картотеки, презентации; изготовлены дидактические игры, подобрана художественная литература, атрибутика для сюжетно- ролевой игры «Школа». Разработаны беседы об истории профессии Учитель, разработан конспект ОД «Профессия Учитель».
Результаты взаимодействия с семьями воспитанников:
Родители стали больше уделять внимания подготовке детей к школе.
Стали больше задавать вопросов об успехах детей в детском саду.
Стали активнее участвовать в жизни детского сада.
Хотя запланированное время проекта закончилось, но работа по данной теме продолжается. В октябре наши воспитанники стали посещать ШБП. Я предложила ребятам и родителям организовать фотопрезентацию и поделиться своими впечатлениями о школе. В связи с нерабочими днями. Данное мероприятие у нас отложилось на конец ноября.
Третий этап – заключительный, который включает результат.
В результате проделанной работы дети приобрели представления о важности и значимости профессии «Учитель».
У воспитанников повысился интерес к школе. (в самостоятельной деятельности стали чаще рассматривать буквари, рисовать на школьную тематику, играть в сюжетно- ролевую игру «Школа»)
Воспитанники с большим желанием делятся своими впечатлениями после каждого посещения занятий в Школе будущего первоклассника.
У детей стало проявляться уважение к труду не только учителя, но и воспитателя. По наблюдениям и опросу детей, 11 воспитанников желают в будущем стать учителем, воспитателем, либо тренером.
Родители стали больше уделять внимания подготовке детей к школе.
Стали больше задавать вопросов об успехах детей в детском саду.
Стали активнее участвовать в жизни детского сада.
Обогатилась развивающая среда - созданы альбомы, картотеки, презентации; изготовлены дидактические игры, подобрана художественная литература, атрибутика для сюжетно- ролевой игры «Школа».
Для педагогов разработаны беседы об истории профессии Учитель, разработан конспект ОД «Профессия Учитель».
Так же хочется сказать, что в прошлом году весной мы с воспитанниками участвовали в региональном конкурсе театрального творчества «Мир профессий», в ходе которого ребята «примерили» на себя и рассказали о многих профессиях, в том числе и о профессии Учитель. По итогам конкурса наши воспитанники стали победителями.
Считаю, что работа в данном направлении актуальна и интересна детям.
Далее представлен список использованной литературы.
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: учитель, 2016 г.
Шурыгина Т. А. «Профессии. Какие они?», изд. Гном, 2017 г.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-321 с.
Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника», метод. пособие. – М. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 144 с.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Международный образовательный портал: https://www.maam.ru/
Социальная сеть работников образования: https://nsportal.ru/
«Сайт для воспитателей детских садов» : https://dohcolonoc.ru