Папки-передвижки

Опыт работы «Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Соколова
Опыт работы «Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего».

А. М. Горький.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечали, что ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Наиболее активное усвоение родного языка, становление всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической происходит в дошкольном возрасте. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Публикация «Опыт работы „Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Развитие речи во многом определяется общением со взрослыми. Огромное влияние на развитие речи ребенка оказывает фольклор. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека.

Большое значение малым формам фольклора придавал К. Д. Ушинский. Он считал, что прибаутки, поговорки, скороговорки развивают в детях чутье к звуковым красотам родного языка. Дети тоньше чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно пишут и говорят. А еще потешки, поговорки и т. д помогают расширять словарный запас ребенка, благодаря словам, которые в повседневной речи не употребляются. Малыш интуитивно понимает их смысл и запоминает.

Фольклор является богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки и речь ребенка во всех ее аспектах. Детский фольклор дает возможность родителям, педагогам уже на ранних стадиях развития речи ребенка приобщать его к народному слову. Благодаря этому на материале детского фольклор у ребенка появляется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин. Фольклор любого народа детям близок и интересен.

Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного учреждения.

Основными задачами работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству являются:

1. Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

Неоценимую роль в решении этих задач может может оказать русский народный фольклор. Я решила помочь детям приобщиться к нему, стать добрее, научиться понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Для этого обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала наглядный материал, изготовила дидактические игры и атрибуты для театрализованной деятельности детей.

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста я стою на следующих основных принципах:

на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; активном включении детей. Применяю такие приемы обучения, как наглядность, действенное соучастие, акцент на фрагментах текста, неоднократное повторение в игровой форме и режимных моментах. Активно использую потешки во время сна, кормления, прогулки и т. д. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их услышать и запомнить.

Работу по формированию активного словаря осуществляю через разные формы работы : занятия, игры, самостоятельную творческую продуктивность, театрализованные игры, режимные моменты. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы: «Словесное лото или кому что?», «Доскажи словечко» и др.

Воспитание звуковой культуры речи также решаю, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использую народные игры: «Этот пальчик-дедушка», «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Тесно сотрудничаю с детской районной библиотекой имени И. А. Бунина. Приглашала работников библиотеки на День сказок А. С. Пушкина и другие мероприятия.

Полноценное осуществление работы по использованию фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста требует определенной тактики во взаимодействии с родителями воспитанников. Поэтому мною была поставлена задача: заинтересовать родителей перспективами своей проблемы. Для этого я провела анкетирование по данной теме, в информационном

уголке представила консультации для родителей: «Фольклор в жизни ребенка», «Сказка, как способ развития мышления дошкольников»и др. Выступила на родительском собрании с материалом «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора». Родители участвовали в мастер-классе «Приемы работы с фольклорными произведениями», в семейном конкурсе «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», в выставке семейного рисунка «Любимая сказка», в вечерах развлечений и праздниках. Родители с радостью и большим интузиазмом помогали в изготовлении игровых пособий, настольного театра, масок для театрализованной деятельности. Совместно с родителями был оформлен прогулочный участок фигурками персонажей сказки «Заюшкина избушка».

В процессе работы над данной темой были замечены следующие

изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 21:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД