Ирина Соколова
Опыт работы «Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего».
А. М. Горький.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечали, что ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Наиболее активное усвоение родного языка, становление всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической происходит в дошкольном возрасте. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Публикация «Опыт работы „Фольклор в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Развитие речи во многом определяется общением со взрослыми. Огромное влияние на развитие речи ребенка оказывает фольклор. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека.
Большое значение малым формам фольклора придавал К. Д. Ушинский. Он считал, что прибаутки, поговорки, скороговорки развивают в детях чутье к звуковым красотам родного языка. Дети тоньше чувствуют оттенки речи. В будущем они красиво и правильно пишут и говорят. А еще потешки, поговорки и т. д помогают расширять словарный запас ребенка, благодаря словам, которые в повседневной речи не употребляются. Малыш интуитивно понимает их смысл и запоминает.
Фольклор является богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки и речь ребенка во всех ее аспектах. Детский фольклор дает возможность родителям, педагогам уже на ранних стадиях развития речи ребенка приобщать его к народному слову. Благодаря этому на материале детского фольклор у ребенка появляется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин. Фольклор любого народа детям близок и интересен.
Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного учреждения.
Основными задачами работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству являются:
1. Обучение родной речи с использованием малых форм фольклора в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может может оказать русский народный фольклор. Я решила помочь детям приобщиться к нему, стать добрее, научиться понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Для этого обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала наглядный материал, изготовила дидактические игры и атрибуты для театрализованной деятельности детей.
Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста я стою на следующих основных принципах:
на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; активном включении детей. Применяю такие приемы обучения, как наглядность, действенное соучастие, акцент на фрагментах текста, неоднократное повторение в игровой форме и режимных моментах. Активно использую потешки во время сна, кормления, прогулки и т. д. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их услышать и запомнить.
Работу по формированию активного словаря осуществляю через разные формы работы : занятия, игры, самостоятельную творческую продуктивность, театрализованные игры, режимные моменты. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы: «Словесное лото или кому что?», «Доскажи словечко» и др.
Воспитание звуковой культуры речи также решаю, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использую народные игры: «Этот пальчик-дедушка», «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Тесно сотрудничаю с детской районной библиотекой имени И. А. Бунина. Приглашала работников библиотеки на День сказок А. С. Пушкина и другие мероприятия.
Полноценное осуществление работы по использованию фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста требует определенной тактики во взаимодействии с родителями воспитанников. Поэтому мною была поставлена задача: заинтересовать родителей перспективами своей проблемы. Для этого я провела анкетирование по данной теме, в информационном
уголке представила консультации для родителей: «Фольклор в жизни ребенка», «Сказка, как способ развития мышления дошкольников»и др. Выступила на родительском собрании с материалом «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора». Родители участвовали в мастер-классе «Приемы работы с фольклорными произведениями», в семейном конкурсе «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», в выставке семейного рисунка «Любимая сказка», в вечерах развлечений и праздниках. Родители с радостью и большим интузиазмом помогали в изготовлении игровых пособий, настольного театра, масок для театрализованной деятельности. Совместно с родителями был оформлен прогулочный участок фигурками персонажей сказки «Заюшкина избушка».
В процессе работы над данной темой были замечены следующие
изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.