Наталья Дудка
Конспект занятия «Донская земля — моя малая Родина»
▼ Скачать
Тема: «Донская земля – моя малая Родина»
Цель: Расширять представление детей о Родине, воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; закрепить понятие «Родина».
Задачи:
1. Способствовать приобщению детей к истории и культуры Донского казачества.
2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Публикация «Конспект занятия „Донская земля — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья; посуда: чугунок, глечик, самовар, ложка; сундук, лавка, печь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я держу в руках?
Ответы детей: …
Воспитатель: Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Достает письмо и читает стихотворение:
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей…
Воспитатель: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. Молодцы, ребята, а как вы считаете, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?
(Родина -это дом, где мы живём, где живут наши родственники –мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад).
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
.
Ребята, а кто такие казаки?
Воспитатель: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?
Воспитатель: открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.
-Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна!
-Вольный Дон-любовь казачья. В степях буйные ветра! И вода твоя прозрачна и волна твоя остра.
-Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья.
-Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь.
-Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя!
-Вот такие мы ребята – все лихие казачата.
Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!
Воспитатель: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как жили казаки?
Ответ детей.
Воспитатель: Ну, тогда нам нужно совершить небольшое путешествие на конях.
Физминутка"Конь"
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой,Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Казачка – воспитатель: (накидывает платок на плечи).-Здравствуйте, хлопчики и девчата! Я всегда очень рада гостям! С удовольствием расскажу вам, как живут казачьи семьи.
Казачка: Ребята, а вы знаете, как называлась и из чего сделана жилье казаков?
(Жили казаки в хатах (курень, которые строили из природных материалов. Каркас хаты делали из прутьев, обмазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался, пол тоже заливали глиной. После белили хату внутри и снаружи, чтобы было уютно).
Казачка: А как вы думаете, какие постройки во дворе располагались?
Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша).
Казачка. Ребята, а может вы знаете кто был главой в казачьих семьях (казак). А как выдумаете, чем же занимались казаки?
(Они работали в поле, добывали пищу для семьи, а самое главное -охраняли границу от врагов. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду).
Казачка: Мои друзья, приглашаю вас в хату.
Казачка: (подводит детей к столу) Ребята Вы, наверное, удивлены – сколько здесь много необычных предметов. Я уверена, что вы их без труда назовете. Для приготовления еды у меня есть - (чугунок)
Казачка: А что же в нем можно приготовить?
(Ответ детей).
Казачка: Полностью с вами согласна - каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Как вы думаете, а где я молоко храню.
Казачка: Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нём долго не прокисает. А в чем я чай грею?
Что бы угостить гостей чаем мне необходим…. (самовар, полностью с вами согласна.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрынке, так на Дону называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нём?
Дети: одежду.
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, манисто (бусы, вышитые рубахи, пояса. Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом.
Казачка: Ребята, а кто нам расскажет, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: (С уважением относиться к старшим,уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину).
Казачка: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
Казачка: Молодцы, ребята. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Ну вот, ребята, теперь вы много знаете о жизни казаков. А вы знаете поговорки о казаках?
Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Казачка: сегодня вы много узнали о жизни казаков,давайте поиграем с вами в казачью игру «Папаха».
( Под музыку дети передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты лети,лети папаха,ты лети вперёд. У кого папаха будет, тот на круг пускай идёт!»Музыка смолкает. у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и,надевает попаху,садится на «коня» и галопом скачетвнутри круга,а дети хлопают в ладоши.)
Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Никогда не забывайте своих предков, помните о них. Наша встреча подошла к концу. Ребята, что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза)
Звучит казачья песня, дети слушают казачью песню.
А на память о нашей встрече, я хочу достать из своего