Приложение МААМ

Конспект занятия «Донская земля — моя малая Родина»

Наталья Дудка
Конспект занятия «Донская земля — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Донская земля – моя малая Родина»

Цель: Расширять представление детей о Родине, воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; закрепить понятие «Родина».

Задачи:

1. Способствовать приобщению детей к истории и культуры Донского казачества.

2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

Публикация «Конспект занятия „Донская земля — моя малая Родина“» размещена в разделах

3. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.

Материалы: Макет казачьей хаты, подворья; посуда: чугунок, глечик, самовар, ложка; сундук, лавка, печь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я держу в руках?

Ответы детей: …

Воспитатель: Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Достает письмо и читает стихотворение:

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!

Где жили наши деды, где совершали подвиги они.

Здесь дышится намного легче и свободней,

Любимый наш ты - край Донской!

Казачий край, ты край раздольный!

Гордимся мы твоей судьбой!

О чем говорится в этом стихотворении?

Ответы детей…

Воспитатель: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. Молодцы, ребята, а как вы считаете, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

(Родина -это дом, где мы живём, где живут наши родственники –мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад).

Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!

.

Ребята, а кто такие казаки?

Воспитатель: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?

Воспитатель: открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.

-Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна!

-Вольный Дон-любовь казачья. В степях буйные ветра! И вода твоя прозрачна и волна твоя остра.

-Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья.

-Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь.

-Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя!

-Вот такие мы ребята – все лихие казачата.

Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!

Воспитатель: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как жили казаки?

Ответ детей.

Воспитатель: Ну, тогда нам нужно совершить небольшое путешествие на конях.

Физминутка"Конь"

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок,Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой,Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Казачка – воспитатель: (накидывает платок на плечи).-Здравствуйте, хлопчики и девчата! Я всегда очень рада гостям! С удовольствием расскажу вам, как живут казачьи семьи.

Казачка: Ребята, а вы знаете, как называлась и из чего сделана жилье казаков?

(Жили казаки в хатах (курень, которые строили из природных материалов. Каркас хаты делали из прутьев, обмазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался, пол тоже заливали глиной. После белили хату внутри и снаружи, чтобы было уютно).

Казачка: А как вы думаете, какие постройки во дворе располагались?

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша).

Казачка. Ребята, а может вы знаете кто был главой в казачьих семьях (казак). А как выдумаете, чем же занимались казаки?

(Они работали в поле, добывали пищу для семьи, а самое главное -охраняли границу от врагов. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду).

Казачка: Мои друзья, приглашаю вас в хату.

Казачка: (подводит детей к столу) Ребята Вы, наверное, удивлены – сколько здесь много необычных предметов. Я уверена, что вы их без труда назовете. Для приготовления еды у меня есть - (чугунок)

Казачка: А что же в нем можно приготовить?

(Ответ детей).

Казачка: Полностью с вами согласна - каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Как вы думаете, а где я молоко храню.

Казачка: Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нём долго не прокисает. А в чем я чай грею?

Что бы угостить гостей чаем мне необходим…. (самовар, полностью с вами согласна.

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрынке, так на Дону называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нём?

Дети: одежду.

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, манисто (бусы, вышитые рубахи, пояса. Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом.

Казачка: Ребята, а кто нам расскажет, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: (С уважением относиться к старшим,уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину).

Казачка: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

Казачка: Молодцы, ребята. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Ну вот, ребята, теперь вы много знаете о жизни казаков. А вы знаете поговорки о казаках?

Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Казачка: сегодня вы много узнали о жизни казаков,давайте поиграем с вами в казачью игру «Папаха».

( Под музыку дети передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты лети,лети папаха,ты лети вперёд. У кого папаха будет, тот на круг пускай идёт!»Музыка смолкает. у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и,надевает попаху,садится на «коня» и галопом скачетвнутри круга,а дети хлопают в ладоши.)

Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Никогда не забывайте своих предков, помните о них. Наша встреча подошла к концу. Ребята, что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза)

Звучит казачья песня, дети слушают казачью песню.

А на память о нашей встрече, я хочу достать из своего

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Фотоотчет о праздничном мероприятии для детей подготовительных к школе групп «Донская земля — народов дружная семья»Фотоотчет о праздничном мероприятии для детей подготовительных к школе групп «Донская земля — народов дружная семья» Составитель: музыкальный руководитель МБДОУ № 34 г. Азова Колтакова Елена Борисовна. В МБДОУ № 34 г. Азова прошел удивительный и красивый.

Конспект НОД «Моя малая Родина» в подготовительной группе Цель: Формирование любви и гордости к своей малой Родине. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД «Моя малая Родина» в младшей группеКонспект НОД «Моя малая Родина» в младшей группе Зарема Турк Конспект НОД в младшей группе"Моя малая Родина" Конспект НОД младшая группа. Тема:"Моя малая Родина" Цель:Формировать представления.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина»Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина». (Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»).Цель:.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Моя малая Родина» Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина» Цель: продолжать формировать элементарные.

Конспект занятия «Моя малая Родина»Конспект занятия «Моя малая Родина» НОД На тему: «Моя малая Родина» №3 "Ромашка" Воспитатель: Зацепина Н. П. Цель: Воспитывать в детях гражданина и патриота своей страны.

Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Задачи. Образовательные: уточнить и расширить знания о родном городе,.

Конспект занятия в форме квест-игры «Моя малая Родина» (подготовительная к школе группа) Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма ; систематизация знаний воспитанников об истории села, его.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя малая Родина-село Аскиз» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Донская земля — моя малая Родина»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 13:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Донская земля — моя малая Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дудка (УИ 1817458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД