Татьянина Наталья
Влияние художественного литературного фольклора на трудовое воспитание для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности.
Публикация «Влияние художественного литературного фольклора на трудовое воспитание для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Организация труда - дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общих трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Виды труда
1. Навыки самообслуживания (умывание, одевание и т. д, широко используют потешки)
«Водичка, водичка»; формируем у детей полезные привычки и усвоению основ здорового образа жизни. Закрепляем знания детей в умывании предметов туалета и их назначении. Воспитываем культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
«Чистая водичка»;
«Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся, грязь смывайся!»
2. Хозяйственно – бытовой труд
(потешки, пословицы, поговорки и стихотворения о труде)
Например, читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», побуждаю следить за своей опрятностью. При расчесывании волос. Приговариваю: Ты расти, расти, коса, Всему городу краса!
Хозяйственно-бытовой труд
1. Помощь няне;
2. Полив Цветов.
3. Труд в природе.
В хозяйственно – бытовом труде, когда купаем кукол, использую потешку «Теплую водичку льем на нашу птичку. При поливе цветов, использую потешку: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще»,
Труд в природе Т. Чавдар стихотворение «Труд детей в природе»
…Листопад, листопад
Листья яркие летят,
Убираем мы дорожки,
Подметаем тротуар - лист кленовый,
Лист рябины - желтый, красный, расписной
Соберем в букет красивый
4. Ручной и художественный труд
(создание коллективных работ по мотивам прочитанных произведений)
Мотивацию к трудовой деятельности вызывают прослушивание и заучивание народных прибауток:
«Сорока-сорока»
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил - тебе нет ничего!
Совершенствование трудовых навыков :
Знакомство с профессиями. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы использую стихи Б. Заходера: «Шофер», «Сапожник»
Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,
Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.
Нажимаю на педаль - Забивай покрепче гвозди
И машина мчится вдаль! мы пойдем сегодня в гости!
Дети быстро запоминают эти стихи. Читая произведение, К. Чуковского «Айболит малыши узнают о том, что доктор - это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В работе с детьми используют только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Русские пословицы о труде для детей.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Труд кормит, а лень портит.
Загадки, связанные с трудовой деятельностью для детей
«Молодцом тебя зовут если очень любишь (труд);
«Хочешь первым всегда быть, и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись, А работай и (трудись)»
«Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел, оглянулся - чистый пол. (веник)»
Роль русских народных сказок в трудовом воспитании детей
«Маша и медведь» - «Напекла она пирожков…»,
«Колобок» - «Пошла старуха, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила»,
«Репка» - «Посадил дед репку»,
«Заюшкина избушка» - «Решили они построить избушки на зиму. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».
«Маша и медведь» – «Напекла она пирожков…»
«Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»
Вывод: в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц, сказок, потешек и прибауток.