Татьяна Петинова
Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с тем, что воспитание патриотических чувств у ребенка связано с использованием народного искусства, рассмотрим некоторые вопросы этой проблемы.
Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т. к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развито его интеллектуальных и творческих способностей.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание является, утверждение разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.
Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.
Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Фольклор, по мнению А. П. Усовой, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания.
Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о его значении для детей : «оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей» |21, стр. 153|
Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.
Вопросы использования народного творчества в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками изучались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Н. П. Карпинской, Е. И. Радиной, Е. И. Водовозовой и др. /23, 44, 49, 52/. Они рассматривали народное творчество как средство, которое закрепляет духовную связь с народом, представителем которого является ребенок, создает общность мировоззрения.
Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.
В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому, что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.
Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства, вбирает в себя специфические черты данного народа.
В педагогике ставился вопрос о доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника. В исследованиях психологов Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов и др. и педагогов А. П. Усова, Р. И. Жуковская, М. М. Конина и др. доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б. М. Теплов, «Определенные оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые»./ 12,13, 25,52/
Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.
Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен. Еще в середине семнадцатого столетия уральский казак Киряна Данилов стал записывать былины. Веком позже А. Афанасьев собрал русские народные сказки, а В. И. Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка.
Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.
Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника, по мнению А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом. /13/
Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н. С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются. /23/
Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость, сострадание, это источник мудрости жизненного опыта многих покаленей. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.
Н. К. Карпинская делает выводы, что русская народная сказка представляет собой жанр, являющийся важным средством патриотического воспитания дошкольников. «Силой своего искусства, радостного, жизнеутверждающего, сказка вызывает глубокие нравственные переживания, обострение эмоций». / 22, с. 45/
Так же средством воспитания дошкольников является пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.
Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.
Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.
Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.
Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти в атмосферу различных образов.
Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно, в тесной связи всех видов фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность, художественное творчество детей дошкольного возраста и является средством патриотического воспитания ребенка.
Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей сваю культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.
Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности, развивать гамму патриотических чувств детей.
Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.
Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.
Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной богатой, гармоничной.
Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.
Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.