Марина Меньшикова
Консультация «Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего полноценного развития.
Согласно ФГОС ДО ознакомление детей с трудом осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста через социально-коммуникативное и познавательное развитие, содержание которых направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, формируют уважительное отношение к различным видам труда.
Публикация «Консультация „Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте формируются конкретно-наглядные представления о мире профессий. На этом этапе у ребенка формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее профессиональное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Ранняя профориентация направлена на формирование у детей первичных представлений о труде взрослых через решение таких задач как:
- дать ребенку первичные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
Для реализации столь важных задач в своей работе я использую одно из эффективных средств – художественное литературное творчество.
Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую нужно организовать и провести методически правильно в условиях детского сада.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается прослушиванием художественных произведений, что позволяет усилить эмоциональное воздействие на детей, подводя их пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества.
Уже с младшего дошкольного возраста я начинала работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., в своей работе широко использовала потешки, стихи А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждала следить за своей опрятностью.
Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы использовала стихи Б. Заходера, А. Кардашо-вой, К. Чуковского и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнали о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболеют. Дети узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжилась. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).
Расширяла кругозор детей путем ознакомления через тематические недели : «Мир предметов и техники», «Транспорт», «Город мастеров», «Моя семья», Космос», «Азбука безопасности», «Праздник мира и труда», например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчика, стюардессы, инженера, космонавта и др. Из этих тем дети узнали о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях стал педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, делала акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, тут и помогла художественная литература. При этом обращала внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам : говорила о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.
Широко использовала произведения, Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходера «Портниха», «Строители», Мошковской «Капитан», «Поэт», «Рубанок»; Потаровой М. «Маляр», «Воспитатель»; Собакина Т. «Будущая профессия»; Черткова С. «Доярка», «Конструктор», «Парикмахер»; Емельяновой О. «Портниха», «Столяр».
Неизгладимое впечатление производили на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар", почтальона ("Почта", С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".
С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»).
Эти произведения использую во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхи-щения им.
В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.
Часто в своей работе использую произведения Б. Житкова, которые дают детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель знакомит ребят со многими профессиями. Например, из рассказов «Пожар», «Обвал», «Почта» дошкольники узнают о труде пожарного, врача, почтальона. Писатель не только рассказывает о специфике их профессиональной деятельности, но и показывает ее значимость, что особенно ярко проявляется в напряженных жизненных ситуациях. В этих произведения много внимания уделяется мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычайной обстановке, в минуту опасности, и в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка. Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет». Рассказы «На льдине», «Обвал», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе.
Рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. эти произведения с большим интересом воспринимаются детьми.
Они посвящены одной теме — самоотверженному труду людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.
В соответствии с требованиями жизни детей 5-7 лет, знакомлю и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др.
В работе использую беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа», загадка Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
В воспитании дошкольников успешно применяю фольклорную прозу. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.
Успешное осуществление в целях ранней профориентации невозможно без оснащения предметно-пространственной развивающей среды. В книжном центре для каждой возрастной группы подбираю художественную литературу, энциклопедии, связанные с темой «Профессии». Создаю картотеки: пословиц, поговорок, стихов о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.
Таким образом, художественное литературное творчество играет важную роль в формировании трудовой направленности детей. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская литература заражает детей энтузиазмом труда : желанием подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.