МААМ-картинки

Консультация «Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества»

Марина Меньшикова
Консультация «Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества»

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего полноценного развития.

Согласно ФГОС ДО ознакомление детей с трудом осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста через социально-коммуникативное и познавательное развитие, содержание которых направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, формируют уважительное отношение к различным видам труда.

Публикация «Консультация „Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте формируются конкретно-наглядные представления о мире профессий. На этом этапе у ребенка формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее профессиональное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Ранняя профориентация направлена на формирование у детей первичных представлений о труде взрослых через решение таких задач как:

- дать ребенку первичные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Для реализации столь важных задач в своей работе я использую одно из эффективных средств – художественное литературное творчество.

Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую нужно организовать и провести методически правильно в условиях детского сада.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается прослушиванием художественных произведений, что позволяет усилить эмоциональное воздействие на детей, подводя их пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества.

Уже с младшего дошкольного возраста я начинала работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., в своей работе широко использовала потешки, стихи А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждала следить за своей опрятностью.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы использовала стихи Б. Заходера, А. Кардашо-вой, К. Чуковского и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнали о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболеют. Дети узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжилась. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

Расширяла кругозор детей путем ознакомления через тематические недели : «Мир предметов и техники», «Транспорт», «Город мастеров», «Моя семья», Космос», «Азбука безопасности», «Праздник мира и труда», например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчика, стюардессы, инженера, космонавта и др. Из этих тем дети узнали о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях стал педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, делала акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, тут и помогла художественная литература. При этом обращала внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам : говорила о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Широко использовала произведения, Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходера «Портниха», «Строители», Мошковской «Капитан», «Поэт», «Рубанок»; Потаровой М. «Маляр», «Воспитатель»; Собакина Т. «Будущая профессия»; Черткова С. «Доярка», «Конструктор», «Парикмахер»; Емельяновой О. «Портниха», «Столяр».

Неизгладимое впечатление производили на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар", почтальона ("Почта", С Михалкова- дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".

С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»).

Эти произведения использую во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхи-щения им.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Часто в своей работе использую произведения Б. Житкова, которые дают детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель знакомит ребят со многими профессиями. Например, из рассказов «Пожар», «Обвал», «Почта» дошкольники узнают о труде пожарного, врача, почтальона. Писатель не только рассказывает о специфике их профессиональной деятельности, но и показывает ее значимость, что особенно ярко проявляется в напряженных жизненных ситуациях. В этих произведения много внимания уделяется мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычайной обстановке, в минуту опасности, и в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка. Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет». Рассказы «На льдине», «Обвал», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе.

Рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. эти произведения с большим интересом воспринимаются детьми.

Они посвящены одной теме — самоотверженному труду людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

В соответствии с требованиями жизни детей 5-7 лет, знакомлю и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др.

В работе использую беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа», загадка Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас.

В воспитании дошкольников успешно применяю фольклорную прозу. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Успешное осуществление в целях ранней профориентации невозможно без оснащения предметно-пространственной развивающей среды. В книжном центре для каждой возрастной группы подбираю художественную литературу, энциклопедии, связанные с темой «Профессии». Создаю картотеки: пословиц, поговорок, стихов о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.

Таким образом, художественное литературное творчество играет важную роль в формировании трудовой направленности детей. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская литература заражает детей энтузиазмом труда : желанием подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Публикации по теме:

Использование художественного слова при знакомстве дошкольников с лексической темой «Весна» Использование художественного слова при знакомстве дошкольников с лексической темой «Весна». Разработала воспитатель МБДОУ «Детский Сад.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Консультация для родителей «Приобщение детей к труду дома» Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования.

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре» В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления педагогов о русских.

Приобщение младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры Тема моей работы: «Приобщение младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры». Для начинающего педагога и педагога работающего.

Приобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчеству Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-г. г. изменения окружающей среды.

Призентация «Приобщение дошкольников к правовой культуре средствами устного народного творчества» «Дошкольный возраст— особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который.

Проект «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» ПРОЕКТ «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Рисование песком» Возрастная группа: средняя группа.

Проект в средней группе «Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования» Долгосрочный проект в средней группе «Развитие художественного творчества у детей через нетрадиционные техники рисования «Краски детства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение дошкольников к труду через использование художественного литературного творчества»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 09:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД