Лучший педагог года

Урок в 4 классе «Добро желаешь — добро и делай»

Елена Новченкова
Урок в 4 классе «Добро желаешь — добро и делай»
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаемый урок был проведён в 4 классе как одно из занятий факультативного

курса «Воспитание на социокультурном опыте».

Принципиально важным является православная ориентация курса. Речь не идёт о познании всей полноты вероучительных догматов и канонов Православия – это не представляется возможным в условиях светского образования. Речь идёт о системе традиций, жизненных ценностей и норм, которая сложилась в нашем Отечестве на православной основе.

Учитель начальных классов

первой категории

Новченкова Елена Викторовна,

МОУ СОШ № 40 г. Шахты

Ростовской области.

Публикация «Урок в 4 классе „Добро желаешь — добро и делай“» размещена в разделах

Тема: «Добро желаешь – добро и делай». (Слайд 1)

Цель: воспитание способности передавать «ДОБРО» людям. (Слайд 2)

Задачи:

Развитие способности чувствовать доброе отношение друг к другу;

Развитие способности принимать групповое решение;

Расширение кругозора учащихся.

Ход занятия.

I. Организация класса.

II. Введение в тему. (Слайд 3)

1. Ребята, сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать со стихотворения.

Наградам все на свете рады,

И получают все награды.

Но доброта наград не ждёт,

Она без почестей живёт.

Немногословна и скромна,

Но светит как звезда она.

Нам этот дар как свет даётся,

Он без наград не остаётся.

- Как вы думаете, какова тема занятия? (Сообщение темы, цели урока. Слайды 1-2)

Теперь послушайте рассказ о человеке, который очень хотел делать добро людям.

Три сестрицы.

В давние-давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод. И все ему казалось, что он мало добра людям делает. Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

- Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:

- Вот, ты продаешь людям душистый и сладкий мед со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сде-лать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

- Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился к нему во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

- Вот у тебя есть цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. Им хорошо, и богу приятно.

«Может оно и действительно так, но чтобы мне еще такое-эдакое сделать

И опять стал молиться прежде, чем лечь:

- Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами: но что бы мне такое сделать, чтобы и лю-дям было хорошо, и Тебе приятно?

И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:

- Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мертвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

- Да как же это такое сделать-то можно?

Улыбнулся ему Ангел и говорит:

- А тебе в этом две сестрицы помогут. А ту, что ты сотворишь, - будет третья сестрица.

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» - думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

- Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы. Да и похожи они: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки похожи на крылышки. Схожи они даже в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела нечаянно ужалить. Но как же им третью сотворить? Да так, чтобы на сестриц своих была похожа: тонкая и длинная, как стебель розы. Трудолюбивая, как пчела, которая себя не жалеет, когда мед собирает. Чтобы она пахла как мед с розой и роза с медом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу. Она получилась длинная, тонкая и прямая, как стебель розы. Он зажег её и пламя свечи было похоже на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит! И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так и свеча может ненароком ожечь. И так же, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своем жарком горении, что сгорает дотла.

Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, а что такое мертвое как живое? (Зажечь церковную свечу.)

А вы посмотрите на огонек от свечи. Разве он не живой? Живой! И как он молится вместе с нами Господу и Богоро-дице! И людям хорошо, и Богу приятно.

- Как вы думаете, почему пасечник очень хотел делать доброе людям и Богу?

Вот и мы с вами сейчас сделаем доброе дело.

2. Тренинг «Подари доброе слово».

-Как произносятся добрые слова? (Интонация, взгляд, чувства.)

- Какие слова побуждают вас делать добрые дела? (Что побуждает вас делать добрые дела)

а) Работа в парах. Дети должны обменяться в адрес друг друга добрыми словами.

б) Рефлексия.

- Какие чувства испытали, услышав в свой адрес доброе слово?

- Приятно ли было дарить доброе слово?

- Для чего это необходимо людям?

III. Развёртывание темы.

1. Тренинг «Какое бывает слово?»

- Какие бывают слова? (Учащиеся называют слова, учитель записывает их на доске или показывает на слайде. Слайд 4.)

МУДРОЕ

ИСТИННОЕ

МЕТКОЕ

ДОБРОЕ

ЗАДУШЕВНОЕ

СЛОВА ПОКАЯНИЯ И ПРОЩЕНИЯ

СЛОВА МОЛИТВЫ

ЗЛОЕ

Учащиеся получают лепестки разного цвета (голубой, зелёный, красный, синий, розовый, оранжевый, чёрный, серый и т. д.). Количество лепестков неограниченно, необходимо предоставить ребёнку возможность выбора.

- Ребята, перед вами лепестки разного цвета, вам нужно записать на лепестках все виды слов и составить цветок из лепестков-слов, которые полезно знать человеку.

(Дети наклеивают на готовую основу лепестки. Слайд5)

- Какое слово вы не стали писать на лепестке? (Злое.) Почему?

- Что вы представляете себе, слыша эти слова (мудрое, истинное, меткое, доброе, задушевное, слова покаяния и молитвы?

2. - Слово – исключительная способность человека гласно (вслух) выражать мысли и чувства свои, дар говорить, сооб-щаться разумно сочетаемыми звуками: словесная речь. Если мы с вами обратимся к Библии, то в ней написано, что вна-чале было слово. Слова бывают разные и назначение (функции) этих слов разное. (Слайд 6)

СЛОВО

(виды и функции)

от разума от сердца, от души слова, идущие от Духа

Умные слова, доброе слово, задушевное, слово-покаяние,

слово меткое; злословие; эмоциональное, слово-молитва;

познание мира чувственное восприятие мира они направлены на еди-

и отношения к нему нение с миром Духовным,

к которому и тяготеет душа

- Слова, идущие от Духа, направлены на очищение души. И такие слова можно произносить не только перед постом, каждый день перед сном важно вспомнить прожитый день и попросить прощения за ошибки и постараться их больше не повторять.

Сейчас идёт Масленица, а за ней наступит пост. Не у всех дома постятся в еде, но вот поститься в развлече-ниях может каждый, а это особенно важно! Важно дать хоть немного тишины и внимания своему сердцу, своей жизни – а то просто не услышишь голоса Божия в душе. И праздник, которому радуется вся Вселенная, пройдёт мимо тебя. Во всех мировых религиях существуют традиции прощения, например, в православии это Прощеное Воскресение перед началом Великого Поста.

Вот как эта традиция описывалась нашими предками: «Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали: «Бог простит, меня прости».

В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом: дети испрашивали прощения у родителей, в слуги – у господ. Сами господа не только не считали за стыд в Прощенное воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это в священный долг. (Слайд 7)

В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. (Слайд 8)Чин прощения появился в мо-настырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжиз-ненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый пони-мал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин проще-ния — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Слова молитвы, идущие от сердца, искреннее покаяние возможны и наедине с собой, но когда мы смотрим в глаза человеку, ему улыбнемся, возможно, обнимем, сила прощения очищает обоих людей, растворяет обиды, дарит радость.

Пост невозможен без смирения, покаяния, он время добрых дел, а по ним люди будут судиться на Страш-ном суде. И даже если вы поступили неправильно, нужно обязательно исправить свою ошибку.

Православные люди всегда искали поддержку для своей Души в молитвах, молясь, человек просил дать ему сил для преодоления трудностей. (Слайд 9)

Молитва «Отче наш»

Небесный Отец наш, Господь

Пусть будет свято Имя Твое,

Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,

Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.

Дай нам все, что нам нужно на сегодня,

Прости нам наши злые поступки, как мы прощаем другим;

Не дай нам хотеть делать плохое,

И сохрани нас от всякого зла в этом мире.

В молитве «Отче наш» люди просят «простить нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, т. е. не держать зла на человека, пожелать ему стать умным, добрым». Иисус учил людей не быть жестокими, и если кто-то ошибся, согрешил, его нужно простить, человек после такого доброго отношения становится лучше.

- Многотрудную жизнь прожил преподобный Серафим Саровский. (Слайд 10) Всех, приходящих людей к нему, встречал добрым словом : «Радость моя, моё сокровище». Помогал людям в нуждах и горестях. Был он кротким и незло-бивым.

Когда старец жил в одинокой келье в глухом лесу, напали на него разбойники, стали требовать денег. Никогда не было у старца денег. Но не поверили злые люди, набросились на него. Монах Серафим был высоким и сильным. В его руках был топор. Но вспомнил преподобный Серафим слова Христа: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут». И тогда сложил он руки на груди крестообразно, опустил топор и сказал:

- Делайте, что вам надобно.

Злодеи связали и избили преподобного Серафима, оставили едва живым. Перерыв всю келью, они не нашли в ней ничего, кроме святой иконы и нескольких картофелин. Тогда поняли они, что погубили человека Божьего, и в страхе бросились бежать.

Нестерпимо страдал святой Серафим и лежал еле живой. Голова у него была проломлена, рёбра перебиты, тело покрыто сплошными ранами. И увидел преподобный дивное видение. К нему подошла Пресвятая Богородица. За Ней шли апостолы Пётр и Иоанн Богослов. И произнесла Она, глядя на Серафима:

- Сей (этот) от рода Моего!

После этого видение кончилось. Придя в себя, пребывал преподобный Серафим в неземной радости. Кое-как раз-вязал он руки и первым делом стал молиться Богу о прощении своих убийц.

Он отказался от помощи врачей, предоставив свою жизнь Богу и Богородице. Немного времени спустя он уже встал с постели. Но ходил, с той поры согнувшись, опираясь на рукоять топорика.

Вскоре, разбойники, избившие старца, были найдены. Преподобный Серафим простил их и просил не наказывать. Злодеев не тронули, но вскоре сильный пожар истребил их дома. Тогда разбойники раскаялись и со слезами просили у преподобного прощения.

- Как вы думаете, почему преподобный Серафим простил разбойников и просил их не наказывать?

(Показ видеоролика. Видео@Mail.ru «Святой Серафим Саровский» .Молитва о прощении обид из наставлений св. Серафима Саровского.)

– Очень красивая и мудрая Молитва Оптинских старцев (Слайд 11) завершается словами: «Господи, научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». То есть прощать нужно научиться, и некоторые люди учатся этому всю жизнь.

- Иногда мы невольно обижаем друг друга и важно иметь мужество попросить прощения, посмотрев при этом в глаза человеку и, по возможности обняв его. Давайте сейчас попросим прощения друг у друга. (Учитель начинает пер-вым, показывая пример остальным детям. Дети просят прощение лишь при желании.)

(Чтение стихотворения сопровождается видеорядом иллюстраций)

Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слез,

И, кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос. (Слайд12)

Учись прощать, прощать не только словом,

Но всей душой, всей сущностью своей. (Слайд 13)

Прощение рождается любовью

В творении молитвенных ночей. (Слайд 14)

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.

Великодушье лечит, как бальзам. (Слайд 15)

Кровь на Кресте за всех пролита.

Учись прощать, чтоб ты прощен был сам. (Слайд 16)

Б. Пастернак.

- Почему Зло нельзя победить Злом?

- Как вы понимаете пословицу «Добро желаешь – добро и делай»?

- Работу по данной теме мы продолжим на следующем уроке. А это занятие мне бы хотелось закончить очень хорошей песней, называется она «Дорогою добра». Дорогою добра - Песня из к/ф "Маленький Мук" Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков (Слайд 17)

Я надеюсь, что вы будете чаще говорить добрые слова и совершать добрые поступки. Дети исполняют песню.)

Выводы: данное занятие учит детей прощать и просить прощения, различать добро и зло, формирует сознание то-го, что доброе слово способно вершить великие дела : примирять, утешать, врачевать и т. д.

Развивает способность чувствовать доброе отношение друг к другу, побуждает говорить добрые слова.

Литература

1. И. А. Кузьмин «Истоковедение». Издательство «Истоки», М. 2005

2. И. И. Панькова «Русь Святая в пословицах и поговорках», Ростов-на-Дону, Изд. «ЦВВР», 2008

Публикации по теме:

«Добро другу — добро по кругу» (фотоотчёт)«Добро другу — добро по кругу» (фотоотчёт) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов в 1992 году. Проведение Международного дня инвалидов направлено.

Алмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольникаАлмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольника Алмазная мозаика – это относительно новый вид рукоделия, стремительно завоевывающий любовь взрослых и маленьких рукодельниц по всему свету.

Классный час в 4 классе в День знаний «Твори добро на всей земле»Классный час в 4 классе в День знаний «Твори добро на всей земле» 1 сентября 2018 г. Классный час -"Твори добро на всей земле!" в 4 классе. Тема классного часа в День знаний была выбрана неслучайно. Указом.

Добро на Земле! Добро на Земле!Добро по земле прошагало, И стало всем людям светлей И сердце вдруг нежностью задышало, Глядя на других людей! Будьте добрее.

Фотоотчет о развлекательном мероприятии «Добро другу — добро по кругу»Фотоотчет о развлекательном мероприятии «Добро другу — добро по кругу» В один из солнечных майских дней наше детское учреждение посетили члены волонтёрского движения «Молодежь из Брянска». Гости подготовили.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Добро и Зло". 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.

НОД «Твори добро» Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. Л. Бетховен Задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в 4 классе «Добро желаешь — добро и делай»
Опубликовано: 8 апреля 2024 в 08:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в 4 классе «Добро желаешь — добро и делай»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД