Дина Халевина
Психолого-педагогический практикум в ДОУ «Анализ и решение педагогических проблемных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический практикум в ДОУ
Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Солнышко» № 25 Халевина Д. А.
Психолого -педагогический практикум (дискуссия) в ДОУ
Слайд 1.
Тема: «Анализ и решение педагогических проблемных ситуаций»
Участники – воспитатели детских садов Новосёловского района
Публикация «Психолого-педагогический практикум в ДОУ „Анализ и решение педагогических проблемных ситуаций“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах разрешения проблемных педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения взрослого и ребенка в условиях дошкольной организации, семьи и социума.
План - конспект (дискуссии) практикума :
Теоретическая часть
«Основные принципы и технология разрешения педагогических ситуаций»
(Ход всей дискуссии поддерживается компьютерной презентацией)
Уважаемые педагоги! Проблемные педагогические ситуации станут предметом сегодняшней дискуссии. Отраженные проблемы актуальны на протяжении всего периода воспитания ребенка дошкольника. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать каждого, присутствующего здесь. Так как время от времени нам приходится сталкиваться с детскими капризами, серьезными обидами, спорами или даже агрессивным поведением воспитанников. По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации не входят в сферу нашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.
Прежде всего, попробуем дать определение. Итак,
Слайд 2
педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи, и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
Педагогической ситуацией, по Ю. П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и требующее решения.
Слайд 3
Штатные педагогические ситуации - встречаются довольно часто и позволяют, воспитателю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.
Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения.
Отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.
Таким образом, конкретная обстановка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.
Слайд 4
Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе? Первостепенной причиной проблемной педагогической ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в группе. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
причиной является событие
результат проблемных факторов в группе :
*недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
*разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
*противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
*разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
Слайд 5
Условия, необходимые для решения педагогических ситуаций :
· умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах возникновения сложной ситуации;
· умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения;
· умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
· умение учитывать особенности детей (индивидуальные и возрастные);
· умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
· умение предвидеть результаты воздействия.
Слайд 6
Технология решения педагогических ситуаций следующая :
1 шаг наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;
2 шаг уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;
3 шаг обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;
4 шаг проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;
5 шаг педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.
Слайд 7
Субъектами педагогической ситуации являются дети и взрослые (родители, педагоги). Данная пошаговая технология решения педагогических ситуаций, позволяет выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы эффективного и позитивного решения.
Слайд 8
Эффективное решение педагогических ситуаций рассматривается, как одна из видов профессиональных компетенций педагога дошкольной организации. От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.
Слайд 9
Воспитание — нелегкое дело, и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, — неверно, процесс воспитания не должен походить на борьбу, в которой побеждает сильнейший.
При выборе воспитательных воздействий в разрешении конфликтных педагогических ситуаций нужно руководствоваться принципом уважения к личности ребенка, несмотря на то, что ребенок трудновоспитуем и может проявлять такие негативные черты, как лживость, агрессивность и т. д.
Многие воспитатели, анализируя иногда причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: «К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось». Эти слова не что иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента.
Слайд 10
Таким образом, верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора мер педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация, с многообразием ее оттенков, требует от воспитателя не только знаний, но и творческого подхода
Причина безрезультатности воспитательных воздействий заключается еще и в противоречии методов родителей и педагогов в разрешении педагогических ситуаций.
Слайд 11
Например: Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен.
Практическая часть
1. Педагогам предлагается разделиться на 4 группы. Обсуждение ситуаций происходит в группах. Участникам предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения, подняв табличку с выбранным вариантом ответа.
Вопросы и варианты ответов представлены в формате компьютерной презентации.
Слайд 12
1. Если в группе проходит какая-либо групповая работа, то лидерство всегда захватывает один и тот же ребенок. Другие воспитанники тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает.
А – Воспитатель должен систематически наказывать ребенка за агрессивное поведение
Б – Воспитатель должен распределить обязанности в группе и назначить ответственными всех лидеров, в том числе данного ребенка – желательно на физически-активное направление
В – Нужно поговорить с родителями и порекомендовать вести с ребенком беседы по данному вопросу
Г – ваш вариант ответа
Слайд13
2. В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают.
А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры
Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части комнаты
В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя кто прав
Г – ваш вариант ответа
Слайд 14
3. Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и катается на нем.
А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру
Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение
В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и рассказывая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную игру
Г – ваш вариант ответа
Слайд 15
4. В группе к Вам достаточно регулярно подходит один из детей и «ябедничает» на своих товарищей.
А – Вы не обращаете внимание на поведение ребенка
Б – Вы спокойно относитесь к такому поведению, пытаясь включить ребенка в игры других детей
В – Вы пытаетесь бороться с поведением ребенка, «отчитываете», объясняете, что так делать плохо
Г – ваш вариант ответа
Слайд 16
5. В группе два лидера - положительный и отрицательный. Большинство детей являются ведомыми в группе отрицательного лидера.
А - Вы постоянно говорите о плохих поступках отрицательного лидера, надеясь «отвадить» от него других детей
Б – Вы постоянно устраиваете соревновательные игры, подыгрывая положительному лидеру
В – Вы не акцентируете внимание на поступках отрицательного лидера, всеми способами повышаете популярность положительного лидера, пытаетесь подружить двух лидеров.
Г – ваш вариант ответа
Слайд 17
6. В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень отличается от других ребят.
А – Вы попытаетесь её сблизить прежде всего с «популярными» и активными детьми
Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям.
В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке
Г – ваш вариант ответа
Слайд 18
7. В одном группе собраны дети из семей с разным материальным положением. Вы заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют воспитанников из малообеспеченных семей.
А – Вы рассказываете детям о великих людях, которые сначала были бедные, а потом много чего добились
Б – Вы часто предлагаете детям инсценировать сказки или истории, где распределяете роли без учета материального достатка, а даже «напротив», предлагая незначительные роли и бедные «атрибуты» детям из «богатых» семей
В – Вы активно боритесь с таким положением вещей, постоянно отчитывая родителей
Г – ваш вариант ответа
Слайд 19
8. Один из воспитанников приходит в ДОУ в синяках. По мнению воспитателя, это следствие жестокого обращения с ребенком в семье, Однако, на все расспросы ребенок утверждает, что он сам себя травмировал (упал, ударился и т. п.)
А – Вы незамедлительно «бьёте тревогу», сообщая медику, администрации, психологу и т. д.
Б – Вы стараетесь сблизиться с ребенком, больше играть, общаться с ним, наблюдая его поведение и реакции, советуетесь с администрацией и психологом
В – Вы присматриваетесь какое-то время за поведением ребенка и его родителей.
Г – ваш вариант ответа
Слайд 20
9. Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас.
А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный материал.
Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить через месяц
В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы
Г – ваш вариант ответа
Слайд 21
10. В группе есть ребенок, который неинтересен никому, он тих, незаметен, не стремится сдружиться с кем-либо из ребят. Со стороны может показаться, что это положение его вполне устраивает. Вы оставите его в покое или…
А - Конечно, оставлю его в покое.
Б - Переведу его в другую группу.
В - Создам ситуацию, в которой он раскроется с лучшей стороны.
Г - ваш вариант ответа
Слайд 22
11. У ребенка Вашей группы неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На Ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…». Ваши действия?
А- На родительском собрании вынести решение о временном переводе этого ребенка в другую группу.
Б - Подговорить ребят не играть с ним.
В- Один на один покажу ему, кто здесь хозяин.
Г - ваш вариант ответа
2. Уважаемые коллеги! У каждой группы своя карточка с проблемной педагогической ситуацией. Вам предстоит разобраться в сложной педагогической ситуации, проанализировать поведение воспитателя, сказать о его ошибках и предложить свою линию поведения.
Время на обсуждение 3 минуты.
Каждая группа представляет свою ситуацию и варианты её решения остальным группам. Ситуации также представлены на экране в формате презентации.
Слайд 23
Ситуация во время прогулки
Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя.
Слайд 24
Ситуация использования предметов развивающей среды
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель.. На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол. Объясните поведение воспитателя.
Слайд 25
Ситуация организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше. Дети слушали её, пытались понять и повторить все за ней, но постепенно дети начали выходить из игры, полностью утратив к ней интерес. В чем была ошибка воспитателя.
Слайд 26
Ситуация во время режимного момента
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака. Пол был весь в воде, одна девочка подскользнулась и ударила коленку. Воспитатель очень строго отчитала детей, поставила двух зачинщиков в угол и сказала, что они будут обедать после всех детей. Как мог поступить воспитатель и какое наказание здесь было уместно.
3. «Инсценировка»
Сейчас вашему вниманию будут представлены педагогические ситуации. После просмотра вы знакомитесь с вопросом по данной ситуации. Ваша задача – озвучить решение просмотренной педагогической ситуации, каждая группа знакомит со своим решением ситуации.
Педагогические ситуации для инсценирования
1. Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает--- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Слайд 27
Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного воспитания.
2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
* Я буду врачом, - кричала Наташа.
* А я- бортмехаником! - сказала Саша.
* Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.
* Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.
* А я первый сказал!
* Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
Слайд 28
Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, учитывая знание индивидуальных особенностей детей, а также способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
3. Две девочки никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
Я хочу!
И я хочу! — спорят они.
Двух мам не бывает,— говорит одна из них.
Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.
Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.
Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.
Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками помог разрешить конфликт, вступив в игру.
Слайд 29
Предложите свой вариант продолжения игры