Анаида Нерсесян
Телесно-ориентированные игры и упражнения в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Телесно-ориентированные игры и упражнения в работе с детьми ОВЗ
Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя «мышечные зажимы». Особенно ярко это проявляется у детей. Дети по природе своей очень спонтанны в любых проявлениях.
Применяя телесно - ориентированные игры и упражнения в работе с детьми ОВЗ, мы можем решить разные задачи и приносить различную пользу в зависимости от ситуации.
Упражнение «Листочек на ветру»
Публикация «Телесно-ориентированные игры и упражнения в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Направлено на расслабление верхних конечностей, плечевого пояса и спины.
Дети ложатся на спинку вытягивают руки вдоль туловища, ноги выпрямляют. Педагог включает музыку и проговаривает текст: «Вам хорошо, тепло, спокойно, закрывайте глазки отдыхайте. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны энергии….». На начальном этапе можно применять тактильный контакт.
Упражнение «НА НОСУ»
Сел на нос мне комар,
Вот какой это кошмар.
Я руками не машу,
Носом я его толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То комара и след растаял.
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны
«УСПОКОИТЬ ЗЛЮЧКУ-КОЛЮЧКУ»
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю.
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы
Рычать что есть сил
Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть
«Злой»
Я сегодня несчастливый,
Я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови.
Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть хочу давно.
Лучше я расслаблю лобик
И счастливым стану вновь.
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Упражнение «Солнышко»
Солнышко проснулось,
Носика коснулось,
Солнышко проснулось,
Щечек коснулось,
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело,
Наши губки улыбнулись,
Наши ручки потянулись!
Касаются руками лба
Касаются руками щек
Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка
Улыбаются
Руки вверх
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
«Собираем листья»
Собираем листья без инструментов, ногами сгребаем в кучу, делаем короткий вдох и длительный выдох:Ш-Ш-Ш.
«Сдуваем перышки»
Будем сдувать перышки. Сделаем глубокий вдох, наберем как можно больше воздуха, вытянем губы трубочкой, и медленно со звуком «Пууу» подуем на перышки чтобы они летели высоко-высоко (дуть длительно).
АХ, КАКОЙ АРОМАТ!
Мы стоим на полянке, видим перед собой розу, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
Комплекс упражнений на дыхание
1. Глубоко мы все подышим.
Сердце мы свое услышим.
2. Глубоко мы все вздохнем
И дыхание прервем.
Вниз закрутим ушки,
Ушки – непослушки.
3. Если медленно подышим.
То весь мир вокруг услышим. Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а».
«Цитрон»
Я возьму в ладонь цитрон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю, сок цитронный выжимаю.
И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я цитрон бросаю,
А руку расслабляю.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится цитрон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» цитрон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.
Массаж спины
ДОЖДИК
Дождик бегает по крыше -
Цок! Цок! Цок!
По веселой звонкой крыше -
Цок! Цок! Цок!
- Дома, дома посидите -
Цок! Цок! Цок!
Никуда не выходите -
Йоу! Цок! Цок!
Почитайте, поиграйте -
Цок! Цок! Цок!
А уйду — тогда гуляйте.
Цок! Цок!
«В СКЛАДКАХ ГЛАДКО»
Детям предлагается расправить покрывало, чтобы оно стало ровным. Походить по нему так, чтобы оно оставалось ровным. А потом сделать НОГАМИ много-много складок на покрывале, чтобы оно сталотаким маленьким, насколько получится.
Далее дети расправляют покрывало ладошками, делают его снова ровным.
И опять делают много-много складок на нем, но в этот раз складки делают КОЛЕНКАМИ. Покрывало становится все меньше, меньше…
После дети снова делают покрывало гладким, ровным…
Затем дети делают складки ЛОКТЯМИ…
И снова расправляют покрывало.
Потом садятся на покрывало и делают складки своими ПОПАМИ и опять расправляют покрывало…
После игры дети отдыхают на покрывале.
Можно предложить каждому ребенку покрывальце или большое полотенце, или на несколько человек одно покрывало.
Можно провести релаксацию под музыку
ИГРА
ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА
Дети встают в две шеренги, напротив друг друга – это посудомоечная машина. Ребенок называет кто он - предмет какой посуды и встает в начало мойки, между парой моющих. Каждая моющих пара выполняет определенную задачу – моют посуду с разной степенью интенсивности и силы нажимов, прикосновений и т. д. 1- сильная мойка; 2- средняя мойка; 3- слабая мойка; 4 –полоскание; 5 – сушка. После мойки у ребенка спрашивают о его ощущениях.
В чем же уникальность и эффективность телесно-ориентированных игр и упражнений?
УНИКАЛЬНОСТЬ
• просты
• интересны
• любой возраст
• любая категория детей (норма, с различными нарушениями)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
• контакт с ребенком
• настрой на восприятие информации, людей, окружающего мира
• восстановление эмоционального фона
• снятие эмоционального и психомоторного напряжения
• развитие координации и равновесия, крупной и мелкой моторики
• повышения сенсорной чувствительности, развитие зрительных, тактильных, слуховых анализаторов
• коррекция эмоционально-волевой сферы, навыков общения
• уменьшение нежелательных проявлений у гиперактивных, тревожных, агрессивных, зажатых, стеснительных, у детей со страхами, с трудностями в общении, с психосоматическими проблемами: тики, нарушение осанки и др.