Татьяна Сандракова
Технология «Река времени» в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Технология в образовательном процессе
При создании в группе мини-музея часов дети подготовительной группы задавали вопросы: Когда появились часы? Как их придумали? Что такое время?
Чтобы познакомить детей с понятием временные отношения, рассказать о том, что такое древность, старина, настоящее и будущее время, мы решили обратиться к технологии «Река времени». Совместно с участниками образовательных отношений исследовательскую работу начали с темы «Жилище человека».
Публикация «Технология „Река времени“ в образовательном процессе» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Данная технология направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.
Создается Карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.
Для расширения представлений о истории изменения жилища человека посещали музей. Вовлекли родителей в образовательный процесс.
Родители совместно с детьми познакомились с историей возникновения и изменения фотоаппарата, велосипеда, очков, игрушек.
С приходом новых детей младшего возраста, осуществляли работу в рамках проекта «Что сначала? Что потом?». И столкнулись с другой проблемой. Дети нас спрашивали, когда у них дни рождения? Когда Новый год? 8 марта? и т. д. Поэтому мы обратились к родителям с просьбой оформить семейный-перекидной календарь. Особенность такого календаря заключается в том, что ребенок, переворачивая страницы видит смену семейных праздников на протяжении года. И сами педагоги создали календарь дней рождений детей группы, который от младшего до подготовительного возраста активно используется.
Календари и исследовательские работы Вы можете увидеть на этой выставке.
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Уникальность наших семейных календарей в том, что они адресованы конкретному ребенку и очень легки в изготовлении.
Спасибо за внимание.