Наталья Алкеева
Мнемотехника — технология развития памяти
▼ Скачать + Заказать документы
МНЕМОТЕХНИКА - ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Задачи
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Эффективны следующие методы:
* метод "крокирования" (от франц. croquis - чертеж, схема, набросок);
Публикация «Мнемотехника — технология развития памяти» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
* метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
* метод ассоциативных цепочек (или метод "чепухи");
* метод трансформации (превращения);
* метод Цицерона;
* метод опор.
В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.
Как заниматься?
Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий.
Шаг 1. Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе "Методика мнемотехники "). Результаты фиксируются.
Шаг 2. На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план (на 10-12 опорных занятий).
Структура занятий
1-е занятие
1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение "Рисуем слова" - подготовка к методу крокирования.
3. Игра "Кукловоды", активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. (См. телепередачу "Устами младенца". Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)
5. Упражнение, активизирую-"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
2-е занятие
1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи", использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение "Прятки" на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
3-е занятие
1. Упражнение "Волшебный круг", вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию - "На что похожа цифра?"
3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками "Не урони" - на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
4-е занятие
1. Игра "Слухачи", активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)
2. Развиваем фантазию и внимание - игра "Сделай, как я!" (Подробное описание игры см. ниже.)
3, Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений - одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР
Игра "Кукловоды"
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
Игра "Прятки" (с тактильными дощечками)
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для "ощу-пывания", затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
Игра со спичками на развитие мелкой моторики "Не урони!"
Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее - безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
Игра "Волшебный круг"
Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить "лучик своего внимания" на нарисованную в круге звездочку ("по-025 см старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку. ") и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит "лучик внимания" на червячка (время то же, затем на крестик., затем на палочку. и, наконец, в точку.
Игра "Слухачи"
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые "живут" только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, "живущие" внутри детского сада (исключая группу, затем - на звуки на территории детского сада (вне здания, затем - на звуки на дороге.
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.
Игра "Сделай, как я!" (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание. На курсах по методике мнемотехники мы знакомим слушателей с 80 играми и оригинальными упражнениями для развития памяти и мышления.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Шаг III.
Имеет смысл проводить занятия в виде сюжетных композиций, а сюжеты записывать, создавая банк идей, который не раз еще может пригодиться.
Например: после просмотра мультсериала о мишках Гамми может возникнуть такой сюжет:
"Ребята, в нашей группе сегодня ночью, кажется, кто-то побывал и даже забыл свою необычную книгу. Ой, да ведь это знаменитая книга мишек Гамми! Посмотрите, какие интересные в ней значки. Что бы они значили? Давайте попробуем разобраться. Наверное, это волшебный рецепт бабушки Гамми (Рис. 1). А вот еще что-то написано (Рис. 2).
И это тоже, оказывается, нетрудно прочитать. Может быть, и нам попробовать так же записывать что-нибудь. Давайте попробуем (учимся рисовать - крокировать слова)".
(Слова, зашифрованные в кро-ках: стул, шапка, ручка, банка, звезда, переход, ключ, картина, вечер, чай, бегемот, фигурное катание, мяч, платье, улыбка, мир.)
И далее весь комплекс упражнений подчиняется сюжету о мишках Гамми. (Рис. 3)
ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ
Шаг IV.
Наконец, для того, чтобы был виден рост возможностей детей, а следовательно, не пропадал стимул к дальнейшей работе, стоит завести "Дневник достижений".
В дневнике не нужно ставить оценку, надо отмечать конкретное выполнение задания.