Татьяна Корниенко
Технология разучивания стихотворений по методу мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Публикация «Технология разучивания стихотворений по методу мнемотехники» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Не каждый ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи перед аудиторией. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребёнка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Если ребёнок отказывается учить стихотворение, надо успокоить его, предложив не учить стихотворение, я просто «нарисовать его».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, т. е. применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения; стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Варианты мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка - это последовательное изображение нескольких квадратов с символами. Происходит поэтапное кодирование сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений. Затем мы переходим к мнемотаблицам. Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать чёрно-белые мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети заполняют её самостоятельно. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также, как его завершить.
Этапы работы над стихотворением :
Педагог выразительно читает стихотворение и сообщает, что это стихотворение ребенок должен будет выучить наизусть. Важна установка на запоминание, мотивация детей. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Разбиваем заданное стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Затем читаем отдельно каждый блок стихотворения. Ребенок повторяет его с опорой на мнемотаблицу.
После этого надо попросить ребенка рассказать стихотворение, используя эти ассоциации, то есть нарисованные картинки в мнемотаблице.
Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Этапы работа с мнемотаблицей
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в наглядные образы.
Этап 2. После осуществляется чтение стихотворения с опорой на символы.
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших дошкольников от 4 до 6 клеток, для старших- 9 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета (который обсуждался с детьми заранее).
Заучивание стихов в старшей группе – это заучивание по предлагаемому образцу таблицы. В подготовительной группе - разбор литературного произведения с участием детей (дети сами предлагают символы для зашифровки литературных строк).
В результате работы у детей расширяется кругозор, появляется интерес к заучиванию стихов, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; активизируется самостоятельная речевая деятельность; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.