Юлия Михайличенко
Технология организации образовательного процесса. Дневной цикл «План — дело — анализ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС даё т все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность, игра вытесняет прямое обучение, предметное содержание заменяется комплексно - тематическим.
Одна из ведущих идей технологии, соответствующей идеям индивидуализации образования, - утверждение значимости различий. Обладая разными способностями и представлениями о мире, индивидуальным опытом, дети помогают друг другу познавать этот мир: один придумывает, другой подхватывает; один соображает быстрее, другой более глубоко и точно вникает в суть; один рационален, другой готов к творческой импровизации; у одного в личном опыте есть знания, которые ещё не постиг второй, и т. п. Действуя вместе, дети учатся друг у друга. Подобный подход совершенно не означает самоустранения взрослых. Их задача и роль изменяются, но не исключаются. Теперь от них требуется создать надлежащие условия, наблюдать за детьми, при необходимости помочь организовать деятельность, определить, какая помощь нужна каждому ребёнку, для того чтобы он продвинулся в своём развитии, в отличие от прежней задачи - организовать обучение в соответствии с образовательной программой, где главная цель - подтянуть всех к общему знаменателю, т. е. социализация.
Публикация «Технология организации образовательного процесса, Дневной цикл „План — дело — анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Технология работы с дошкольниками должна основываться на выявлении субъективного опыта ребёнка. Если главная ценность для педагога - сам ребёнок, то изначально необходимо признать, что он является носителем уникального, неповторимого субъектного опыта, и поэтому первый шаг, который необходимо сделать воспитателю, - это выявить содержание этого опыта. Выявление субъектного опыта требует диалога, в основе которого - понимание, принятие, сотрудничество, поддержка. Это помогает ребёнку увидеть личностный смысл в действиях и взаимоотношениях, что, по сути, и является для дошкольника образованием. Образование только тогда будет эффективно, когда на смену процессу обучения придёт процесс учения.
Необходимо создавать такие условия (предметно - развивающей среды и эмоционального фона, которые бы стимулировали инициативу и активность, способствовали появлению личностных смыслов через осознание возможностей и следствий собственного выбора, выстраивание индивидуальной системы ценностей, своего образа мира, не противоречащих общекультурным традициям и ценностям.
«План – дело – анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы работы в течение дня – самостоятельная и совместная со взрослыми и сверстниками деятельность. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно – развивающей среды, непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах, обучение в процессе совместной деятельности, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности, в том числе (но не только) в совместно выбранных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах. Давайте кратко рассмотрим каждый этап.
Компоненты дневного цикла «План - дело - анализ» :
- групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалы, партнёрства и пр.);
- индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности;
- итоговый сбор, где подводятся итоги.
Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным.
А теперь давайте представим, что я ваш воспитатель, а вы дошкольники, и чтобы нам было легче общаться, вы на этих листочках напишите свои имена. Для того чтобы вам было понятней, я буду обозначать этапы. На первом этапе мы с вами должны выбрать тему.
1 Начало группового сбора (1 мин.)
Привлечение внимания детей (любым способом) – колокольчик.
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План – дело – анализ».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реализуемая детьми компетенция:
• Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
• Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
2 Приветствие (1-2 мин).
• Все ли нашли для себя местечко?
• Все ли удобно устроились?
• Какое у вас сегодня настроение?
• Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
• Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
3 Игра (1 -2 мин)
Речь воспитателя:
- Здравствуй, солнце золотое! Массируем пальцы одной руки
Здравствуй, небо голубое! От мизинца к большому пальцами
Здравствуй, вольный ветерок! Другой от основания к кончику.
Здравствуй, указательный!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Реализуемая детьми компетенция:
• Право на участие (неучастие) в общем деле;
• Право предложить и организовать свою игру.
4 Обмен новостями. (3 мин.)
Вопросы к детям:
1. Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделится своими новостями?
2. Давайте вспомним правило при обмене новостями: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга».
Реализуемая детьми компетенция:
• Право быть услышанным;
• Право вести диалог (монолог, выразить свою точку рения.
5 Планирование. Выбор темы. (2 – 3 мин.)
Речь воспитателя:
• Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. Сегодня утром, когда я ждала вашего прихода, решила навести порядок в центре книги. И нашла вот такую порванную книгу. И вот не знаю, что теперь с ней делать.
• Краткий рассказ воспитателя о том, какой длинный путь проделывает книга, чтобы прийти к нам.
• Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Берегите книгу»
1. Откуда берутся книги и зачем они нужны?
2. Как надо обращаться с книгой?
3. Что надо сделать, если вдруг книга порвалась?
4. Что было бы, если бы книг вообще не было?
(Все высказывания детей записаны печатными буквами в первую графу таблицы «Что мы знаем?».
• Что еще вам хотелось бы узнать по этой теме?
(Вопросы детей также записываются в графу «Что мы хотим узнать?»)
Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.
• Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
• Как вы думаете, где еще вы можете найти ответы на свои вопросы?
То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, прослушав рассказ «Берегите книгу»; самостоятельно починив порванную книгу.
(Ответы детей аналогично записываются в графу «Что нужно сделать, чтобы узнать»).
Реализуемая детьми компетенция:
• Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
• Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющим деятельность для всей группы;
• Право и возможность проявлять избирательность в интересах.
(Заполненный бланк «Модель трех вопросов» был вывешен в раздевалке с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Берегите книгу»).
6 Планирование действий на текущий день. (4-5 мин.)
• Презентация центров активности.
- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось, что- то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила клей, бумагу, ножницы, скотч для того чтобы можно было починить порванные книги. В центре книги вас ждут энциклопедии, книги которые надо починить. В центре экспериментирования альбомные листы, картон, бархатная бумага, береста, для того что бы определить на какой бумаге будет дольше хранится информация, и какая бумага лучше для создания книг. Подумайте и решите, кто в какой центр пойдет работать, и какой план будет у вас сегодня.
• Какие идеи у вас есть по поводу того, что можно сделать в Центрах?
• Достаточно ли материалов или чего – то не хватает?
• Что нужно, чтобы задуманное вами осуществить?
• Чем могу помочь я?
Все это позволило каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнеров деятельности.
- А я приготовила для вас небольшой рассказ на тему «Берегите книгу», который поможет вам ответить на некоторые интересующие вас вопросы. И еще если вы не против, мы с вами сделаем памятки для малышей «Как правильно пользоваться книгой» (аппликация). (Это время НОД 1. – развитие речи, 2.- изобразительная деятельность в форме творческой мастерской)
Реализуемые детьми компетенции:
• Право принятия самостоятельно решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, место ее реализации, партнерстве или его отсутствии.
7 Проговаривание плана. (1-2 мин.)
1. Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
2. Уточнение партнеров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
3. Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
• Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
• Право принять (или не принять) помощь взрослого
• Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
8 Реализация плана
- Ребята кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто еще не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства, Центр экспериментирования. Я буду сегодня работать в Центре игр, кто хочет пойти со мной? В этом центре я буду мастером, и буду создавать книжки – малышки для детей младших групп. (Конечно здесь представлены вам только три центр, а на практике желательно использовать все центры: Например: Центр с. /р. игр: (библиотека, книжный магазин, книжная фабрика); Центр конструирования: (пилорама, книжкина мастерская) и т. д.)
Реализуемая детьми компетенция:
• Право самостоятельно выбрать и по – своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
• Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
• Право обратиться а помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
• Право самостоятельно определить объем (результат) своей работы;
• Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
• Право переключиться на другой вид деятельности;
• Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.
В конце цикла детей собирают на ковре в центре группы на итоговый сбор, с просьбой принести из Центров все то, что они успели сделать. На местах остается лишь те работы, которые нельзя перенести.
Вопросы детям:
1. Кто хочет рассказать о своей работе?
2. Какие трудности ты встретил (а?
3. Что тебе удалось сделать сегодня?
4. Получилось ли у тебя то, что ты задумал (а)
5. Как ты предпологаеш завершить работу?
6. Какие материалы можно еще использовать?
7. Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
8. Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
• Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
• Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
• Право оценить успешность сотрудничества;
• Право определения применения полученного результата.
Вот мы с вами прошли весь дневной цикл «План – дело – анализ». Длительность дневного цикла определяется рабочим временем воспитателя (т. е. смена).
Принципы данной работы:
Принцип открытости:
Ребё нок имеет право:
• Участвовать или не участвовать в общем деле;
• Представить или не представлять результаты своего дела;
• Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
• Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
• Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
• Развитие детской инициативы и творческих способностей;
• Осознание ребёнком своих действий;
• Самооценка результата;
• Саморегуляция поведения.
В заключении мне бы хотелось поблагодарить за хорошую работу наших дошкольников и порекомендовать вам книгу Л. В. Михайловой – Свирской «Метод проектов в образовательной работе детского сада», где раскрывается сущность данной технологии.