Ольга Валиева
Развитие речи в процессе организации режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь ребенка в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает различные условия для речевого развития детей. Жизнь ребенка в детском саду связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т. д.). Ежедневная бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Мы должны поддерживать и поощрять попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.
Публикация «Развитие речи в процессе организации режимных моментов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя : - сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментирование действий детей;
- предложение одному из воспитанников рассказать, о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь);
- предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов (например, мытье рук).
В утреннее время с детьми проводятся:
- индивидуальные и коллективные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей, подготовка к предстоящей продуктивной деятельности;
- работа по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книг (по желанию детей, составление рассказов по картине, о предмете или на заданную тему;
- игры-драматизации, инсценировки русских народных сказок; сюжетно-ролевые игры; конструирование;
- разнообразные дидактические игры и лексические упражнения (после сон часа). Речевые игры (например, во время мытья рук); индивидуальная работа.
- хороводные, малоподвижные и подвижные игры, как в группе, так и во время прогулок (проговаривание звуков (ж, ч, ш, щ, з, с, л).
Так же во время прогулки можно:
- вести словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке;
- работу по ЗКР в ходе подвижных игр;
- дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития;
- индивидуальная работа с детьми;
- коллективные или индивидуальные разговоры на заданную тему (например, о птицах, деревьях и т. д. по программе);
- приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого обсуждения, материал для совместной деятельности, дать образцы обращения с просьбой, предложением советом).
- экскурсии в природу.
В свободной деятельности нужно обсуждать с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.
Вечер – удобное время для развлечений, подготовки и проведении игр-драмматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы. Экспериментально-поисковая деятельность в ходе которой дети учатся доказывать и высказывать свое мнение, т. е. формируется монологическая речь и речь-доказательство.
Важным методом развития речевой деятельности детей является беседа. Одним из видов беседы Н. М. Крылова назвала «Посиделки» на разные темы. Цель которых: дать возможность ребенку выявить цепь умозаключений, переходящих в размышление.
Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произведения. Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов и родителей.