Получи документы

Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении

Галина Волкова
Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Технология модульного планирования

в дошкольном образовательном учреждении

Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к занятиям, интенсифицировать процесс развития воспитанников.

Правильное чередование в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии.

Публикация «Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Плодотворная работа воспитателя по всестороннему развитию ребенка во многом зависит от того, насколько согласован и продуман календарный план для успешного использования.

Планирование работы дает возможность педагогу правильно организовывать свой труд и педагогический процесс, равномерно распределять нагрузку по месяцам, устанавливать очередность и сменяемость различных видов деятельности. Все это необходимо для комфортного эмоционального состояния каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя использовать занятия в качестве преобладающей формы обучения и воспитания. В течение дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников : игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.

Дидактические принципы составления плана :

- включение в режим дня видов деятельности, которые необходимы профилактики различных нарушений развития у детей в период адаптации (мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, знакомство с новыми помещениями детского сада и сотрудниками, многочисленные игры, работа в уголке уединения);

- учет индивидуально-психологических особенностей детей;

- повторение, закрепление и применение заученного материала, освоенных знаний и умений;

- учет сезонности и погодных условий;

- закономерности чередования разнообразных видов деятельности дошкольников (баланс разных видов деятельности при сохранении ведущей роли игры).

Для того, чтобы ребенок рос полноценно развивающейся личностью ему необходимо овладеть знаниями, умениями, навыками. Он должен пройти успешную социальную адаптацию.

И тогда ребенок сможет применять свои знания на практике, успешно строить свои отношения со сверстниками. У него расширяются и углубляются знания и представления об окружающем мире, он учится делать простейшие выводы: упражняется связно выражать свои мысли.

Для того, чтобы помочь каждому ребенку проявить свою индивидуальность необходимы во внеучебной деятельности использовать подгрупповую и индивидуальную форму работы.

Планирование игровой деятельности также тесно связано с индивидуальной работой с детьми. Воспитатель может косвенно воздействовать на дошкольников, создавать условия для их развития, проявления самостоятельности, творчества, инициативы, объединяя детей в пары, маленькие подгруппы, группы по интересам.

Особенности планирования внеучебной деятельности

Планирование внеучебной работы в ДОУ должно базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учетом актуальных для современного образования подходов.

Основное время пребывания ребенка в ДОУ отводится для двигательно-активных и физкультурно-оздоровительных видов деятельности: подвижных, спортивных игр и упражнений, оздоровительных пробежек, коррекционно-оздоровительных игр, психогимнастики, хороводных, музыкальных и театрализованных игр и др. Важно своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.

При составлении плана работы необходимо учитывать следующие правила.

Во-первых, важно обеспечить соблюдение длительности планируемых видов деятельности. Время, отведенное для задания, должно соответствовать программным требованиям для данного возраста.

Во-вторых, необходимо учитывать баланс мероприятий. Половину «рабочего» времени должны занимать виды деятельности, требующие повышенного умственного напряжения, а другую половину – мероприятия в рамках эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

В-третьих, виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый и последний дни недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей – в середине недели.

Именно в эти дни можно проводить мероприятия, требующие от детей повышенной познавательной активности и умственного напряжения.

К ним относятся составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, эксперементально-опытная деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планировать виды деятельности, не требующие от ребенка дополнительных усилий: индивидуальную изодеятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры.

Для профилактики утомления дошкольников важно сбалансированное чередование видов деятельности с разной интенсивностью нагрузки в течение дня: утро, дневная прогулка, вечерняя прогулка, работа с детьми в группе в вечернее время.

В утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил, предусматриваются наиболее трудоемкие занятия: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежурство. По мере уставания воспитанников педагогу целесообразно переходить к сюжетно-ролевым и подвижным играм, чтению художественной литературы, пению и др.

На свежем воздухе воспитатель, используя природные факторы и климатические возможности региона, может организовать мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.

Прогулку всегда следует начинать со спокойных видов деятельности, для того чтобы организм ребенка успел приспособиться к температурному перепаду. Дальнейшее планирование последовательности компонентов необходимо проводить с учетом предыдущей активности. Если дети вышли на прогулку после занятий по умственному развитию, целесообразно провести подвижные игры. А если прогулке предшествовали занятия по физической культуре, то воспитателю стоит организовать менее динамические виды деятельности, например наблюдение, экскурсию, осмотр участка, сюжетные игры малой подвижности.

Вне зависимости от последовательности видов деятельности на прогулке ребенок получает возможность большую часть времени находиться в движении, удовлетворить повышенную потребность в двигательной активности, свойственную дошкольникам. Для того чтобы реализовать значительные потенциальные возможности нахождения на свежем воздухе для оздоровления и развития ребенка, педагог должен предусмотреть сменяемость различных видов двигательной активности: 1 – 2 подвижные игры ежедневно, спортивные игры и упражнения, физические упражнения на игровой основе, оздоровительные пробежки, самостоятельная и нерегламентированная двигательная деятельность детей.

После дневного сна силы ребенка восстанавливаются, однако необходимо учитывать, что процесс пробуждения индивидуален. Поэтому планируются мероприятия с постепенным увеличением нагрузки. В вечерние часы, в зависимости от дня недели, рекомендуется проводить 2 – 4 мероприятия. Пик нагрузки в это время должен приходиться на прогулку и постепенно снижаться к концу пребывания ребенка в детском саду.

Во время вечерней прогулки целесообразно повторять, расширять, углублять, систематизировать и использовать знания воспитанников, полученные на утренней прогулке, что должно найти отражение в составляемом плане. Если в утренние часы воспитатель планирует наблюдение за птицами, то в вечернее – стоит его повторить с целью уточнения и дополнения знаний детей. Кроме того, дошкольники учатся видеть изменения, происходящие с различными объектами в течение дня.

Работа с детьми в группе в вечернее время складывается в основном из видов деятельности, не требующих повышенной умственной активности. День ребенка насыщен разнообразными впечатлениями, и функциональные возможности организма к концу дня истощены.

Технология модульного планирования

Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня. На этой основе формируется технологическая карта, образец которой («примерное планирование работы с детьми старшего возраста в течение недели») представлен в приложении 2.

Таким образом, модульное планирование режимных моментов позволяет:

- своевременно осуществлять все виды деятельности;

- в течение дня организовывать с детьми разнообразную работу, способствующую формированию необходимых качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, активности, стремления к достижению результата, доброжелательности, коммуникативности, общительности.

Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицирует процесс развития.

Публикации по теме:

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания,.

Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовательном учреждении Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область Не оспорим тот.

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения Одной из важнейших задач педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Мастер-класс «Квест как современная игровая технология в дошкольном образовательном учреждении» Квест «Космическое путешествие» Добрый день, дорогие коллеги, сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему «Квест, как современная.

Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Примерное положение «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении» Примерное положение “О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)” Разработано в соответствии с Законом РФ “Об.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 11:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Галина Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД