Елена Минаева
Технология «Кластери» и её модификация
▼ Скачать + Заказать документы
Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.
Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.
Публикация «Технология „Кластери“ и её модификация» размещена в разделах
Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА :
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах:
- В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный);
- В обобщении опыта работы педагога (самообразование);
- В организации образовательной деятельности педагога (образовательный).
Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.
Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.
Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.
Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.