Любовь Новосёлова
Технология «Песенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Песенка»
Цель: Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи технологии :
-Развитие положительной динамики в певческих умениях;
-Развитие музыкального слуха;
-Формирование самостоятельной музыкально-игровой деятельности;
-Повышение интереса к музыкальной деятельности (желание петь);
-Сохранение и укрепление здоровья детей посредством певческой деятельности.
Условия реализации технологии :
1. Педагогическая технология реализуется : музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогом.
Публикация «Технология „Песенка“» размещена в разделах
2. Место и время реализации технологии : непосредственная образовательная деятельность (образовательная область «Музыка», музыкально-дидактические игры в свободное время.
Диагностика. (Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»)
1. Изучаем особенности певческих умений детей: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность исполнения.
2. Определяем особенности музыкального слуха детей.
Этапы педагогической технологии :
1 этап. Играем в музыкально-дидактические игры, обогащая музыкально-слуховые представления детей.
2 этап. Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений.
3 этап. Активизируем проявления певческих умений детей на непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»)
1этап
Игра в музыкально-дидактические игры на этом этапе обогащает музыкально-слуховые представления детей, развивает их музыкальный слух. Играть с детьми может как музыкальный руководитель, так и воспитатель.
Игры для развития чувства ритма.
«Весёлые матрёшки».
Материал: большая матрёшка и несколько маленьких (по числу играющих).
Ход игры: дети сидят вокруг стола. У педагога - большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит педагог и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм при помощи своих матрёшек.
«Определи по ритму».
Материал: карточки, на одной половине которых изображён ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина – пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты (ложки, угольник, барабан, муз. молоточки и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход игры: педагог выступает в роли ведущего, исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают, пустую половину карточки.
Для различении ритмических рисунков можно использовать знакомые детям песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Смелый пилот»; русс. нар. песни «Андрей – Воробей», «Барашеньки».
«Прогулка».
Материал: музыкальные молоточки по числу детей.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, мы пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - изображает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им об землю», - педагог медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл сильный дождь. Сначала это был тихий дождь, а потом пошёл сильный ливень», - постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.
Игры для развития звуковысотного слуха.
«Три поросёнка».
Материал: На картине изображены лес и сказочный дом. В доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающий диск с изображением трёх поросят в разных по цвету шапочках. В окошечке поочерёдно показываются все поросята по очереди. Каждый поросёнок имеет свою высоту звука.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог. В нём живут знакомые вам поросята
Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос (до второй октавы, у Нуф-Нуфа самый низкий голос (фа первой октавы, а у Наф-Нафа немного повыше (ля первой октавы). Затем педагог играет эти звуки на фортепиано и просит угадать поросёнка, который поёт.
«Ступеньки».
Материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик).
Ход игры: муз. руководитель играет мелодию. Вызванный ребёнок определяет движение мелодии (вверх, вниз, на одном звуке) и соответственно передвигает игрушку (например зайчика) по ступенькам лесенки (вверх, вниз, постукивает на одной ступеньке).
Игры для развития тембрового слуха.
«Угадай, кто поёт».
Ход игры: дети идут по кругу и поют 1 куплет песни Е. Тиличеевой. На
2 куплет останавливаются, и кто нибудь из них поёт этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-ой куплет.
«Слушаем внимательно».
Материал: записи знакомой детям инструментальной музыки детские муз. инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.)
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое муз. произведение, определить на каких инструментах оно исполняется, и найти их на столе.
2 этап
Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений. Эту работу проводит музыкальный руководитель во время основной части непосредственной образовательной деятельности.
Важно обратить внимание на размещение детей:
- в первом ряду, ближе к муз. руководителю, - дети с недостаточной вокально-слуховой координацией;
- во втором ряду – дети с неустойчивыми певческими умениями;
- в третьем ряду – дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринуждённо.
Игровые певческие упражнения для чистоты интонирования.
«Споём про себя»
По знаку муз. руководителя часть ранее выученного произведения пропевается как обычно, а часть «молча», в уме. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя – утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поём про себя».
«Котя, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток, (вслух)
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать. (про себя)
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу». (вслух)
(с усложнением – дробится каждая строчка).
Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли вернуться в тонику.
«Песенки – упражнения»
- «Дятел» Н. Леви.
Подобные попевки помогают детям в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов).
«Телеграмма».
Муз. руководитель говорит, что хочет послать телеграмму (например Тане). и пропевает на слоге «ля-ля» мелодию, знакомую детям, например 4 такта «Урожайная» Филиппенко. Таня должна ответить такой же телеграммой, т. е. интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.
Игровые упражнения для развития певческого дыхания.
«Понюхаем – подуем».
Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок – одуванчик и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох и не поднимая плеч, а затем также медленно бесшумно подуть на него, сделав выдох.
«Пение по музыкальным фразам (цепочкой)».
1-ый ряд поёт «Котя, котенька – коток»,
2-ой ряд поёт «Котя, серенький хвосток».
(коллективное произношение текста тихо, шёпотом, громко – в ритме песни)
3 этап.
Активизируем проявления певческих умений детей в непосредственно образовательной деятельности (область «Музыка»). Важно заинтересовать детей пением, оптимально использовать в образовательной деятельности игровые приёмы, сюрпризные моменты, направленные на закрепление певческих умений.
Можно исполнять попевки с разной интонацией: грустно, весело, от лица какого-нибудь персонажа. Используя сюрпризные моменты в разучивании песен, можно брать различные игрушки, (мягкие, бибабо, загадки, стихи, передать образы героев песен в движениях.
Ожидаемые результаты педагогической технологии.
Дети: Положительная динамика в развитии певческих умений. Развитие музыкального слуха. Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Желание петь. Использовать свои навыки и умения в повседневной жизни.
Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческие достижения детей во время праздников.
Педагоги: Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы.
Музыкальный руководитель: Освоение технологии развития певческих умений дошкольников. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приёмов и способов развития певческих умений детей.