Лучший педагог года

Выступление на МО «Технология тьюторства»

Туяна Балданова
Выступление на МО «Технология тьюторства»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Технология тьюторства

Балданова Т. Б., воспитатель

МО воспитателей, 04.04.2015

Сегодня мне хочется познакомить вас с технологией тьюторства, как одной из современных технологий. «Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое употребление, относительно новый: в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание. Тьютор - ”tutor” в переводе с английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями - «защитник», «покровитель», «страж». Корни тьюторства уходят в доисторические времена спартанской школы, затем та же система отношений культивировалась в средневековой Англии и сохраняется сегодня в привилегированных учебных заведениях.

Публикация «Выступление на МО „Технология тьюторства“» размещена в разделах

В России специфика внедрения тьюторства появилась позднее. Актуальность: одна из проблем, которая стоит перед педагогами и воспитателями школы- интернат, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед воспитателем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни, так как у значительной части выпускников не сформированы компетенции, востребованные на рынке труда. Также можно отметить низкий престиж образования. Основными характеристиками новой социокультурной реальности является множественность линий развития, «изменчивость и неустойчивость картин мира», плюрализм идей мнений, концепций и, как следствие, - неопределенность. 1

Большинство наших воспитанников – это представители коренных малочисленных народов Севера. Значительную часть своего времени дети находятся вдали от родного дома, чума, а самое главное, вдали от родительской любви, материнской ласки и опеки. Исходя из этого, задача воспитателя состоит в том, чтобы создать для ребенка максимально комфортный психологический микроклимат, восполнить ту нехватку внимания, заботы, любви к ребенку, которой так ему не хватает. Если воспитанник в силу разных причин (длительная болезнь, недостаточный уровень учебной подготовки) испытывает затруднения в учебной деятельности, воспитатель старается по максимуму «подтянуть» его, заполнить пробелы, но главное - это формирование и развитие надпредметных компетенций. Это - исследовательские компетенции (проекты, опыты, эксперименты); речевые компетенции (аргументировать свою точку зрения, мнение); мыслительные компетенции (выделять главное, делать выводы, абстрагировать, синтезировать); ценностно-смысловые компетенции (ставить цели, отвечать за свои решения и поступки); общекультурные компетенции: следить за своим здоровьем, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других. В результате осмысления этого опыта появятся результаты. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения.

Говоря о воспитателях в жизни школы- интернат, нельзя сказать, что мы являемся тьюторами в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно используем технологию тьюторства. Поскольку одновременно являемся и организаторами, и консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки с воспитанниками, организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение в образовательном пространстве; координируем поиск информации воспитанников для самообразования; сопровождаем процесс формирования их личности (помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); ведем клубную деятельность по интересам – все это является атрибутами формирования высоконравственной личности, подготовленной для взрослой конкурентноспособной жизни. Воспитание детей в школе- интернат должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью: проектной технологии, технологии работы с «портфолио», технологии консультирования, тренинговой технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующей методики информационных технологий. 2

На сегодняшний день в России наиболее полно представлены три практики тьюторства : тьюторство в дистанционном обучении (одной из ведущих технологий является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»); тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников (методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио); тьюторство в открытом образовании (дебаты, проектирование, социально-контекстное образование и др.). 3

Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций: позиция воспитателя - «Мастер», «Помощник»; позиция воспитанника- «Ученик мастера», «Соавтор». Стиль руководства - поддержка. Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ребенка. Мотив воспитанника - созидание личного опыта, познание, сотрудничество. Характер организации деятельности - творческие и продуктивные задания. Формы учебных взаимодействий - воспитанник активен, сам ставит цели. Контроль и оценка - сравнение с предыдущим результатом, личные достижения, самооценка, рейтинг. В целом работа воспитателя схожа с деятельностью тьютора, ориентированной на личностное, индивидуальное развитие воспитанников в процессе обучения и воспитания, общения в целом, в процессе их жизни в школе. Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. 4

Какой должна стать школа-интернат, чтобы быть успешной, каким должен быть воспитатель, чтобы быть успешным, каким должен быть воспитанник, чтобы быть успешным? Ответ не простой. Какая ответственность лежит перед педагогами и воспитателями, которые должны заложить в маленьком человечке доброту, надежду, любовь, научить азам школьной премудрости. Успешным воспитанник может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно - ориентированные подходы в образовании, использует здоровьесберегающие технологии. Воспитатель с тьюторской позицией старается научить подростков изменять обстоятельства, творить собственное пребывание в действительности, проецировать достойную жизнь и выстраивать по мере сил достойное поведение, невзирая на обстоятельства. Надо и говорить о Человеке, и осмысливать Человека, но и быть Человеком каждую минуту своей жизни, постепенно набирая опыта и духовных сил. Это всё порождение гуманистической идеи, требующей от воспитателя с тьюторской позицией неуклонного введения ребенка в контекст современной высокой культуры, не поранив его души и не уничтожая своеобразия личности. 5

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление на МО «Технология тьюторства»
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 14:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на МО «Технология тьюторства»» (включая файлы) размещена пользователем Туяна Балданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД