Белькова
Технология исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон
Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Технология исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Цель технологии исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи технологии исследовательской деятельности :
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. *Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. *Стимулировать желание детей экспериментировать.
Принципы технологии исследовательской деятельности.
1. Принцип учета возрастных особенностей детей 2. Принцип индивидуальности и вариативности ; 3. Принцип психологической комфортности - создание особой предметно – развивающей среды ; 4. Принцип доступности ; 5. Принцип систематичности и последовательности; 6. Принцип сознательности и активности ; 7. Принцип непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.
Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности. шаг 1 .Выявление проблемы ; шаг 2 .Выбор темы исследования. шаг 3. Определение цели исследования шаг 4. Определение задач исследования. шаг 5. Выделение гипотезы шаг 6. Составление предварительного плана исследования шаг 7. Провести эксперимент (опыт) ; шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Работа с детьми - специально организованные занятия; занятия по экологии с элементами экспериментирования; комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования; короткие опыты во время прогулок; организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера; беседы, подтвержденные показами опытов; самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов.
Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей. Структура технологии детского экспериментирования *постановка проблемы, которую необходимо разрешить; *целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); *выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); *проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); *анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось); *формулирование выводов.
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Познание Труд Развитие речи Художественное творчество Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Укрепление здоровья Физическое воспитание
В нашей группе создан центр экспериментирования, который периодически пополняется. К нам на занятие по экспериментированию "приходит" умная тетушка Сова и помогает нам.
Оборудование для исследовательской деятельности. Здесь у нас собраны различные виды сосудов: мерные стаканчики, ложечки, совочки и т. д.
Материал, подлежащий исследованию. Коллекция из различных природных материалов. (Орехи, семена, шишки и другое). Коллекция камней, ракушек.
Правила безопасности
1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.
Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: Что, зачем, почему, как, откуда. Сегодня в своей презентации мы представили несколько опытов, проведенных с детьми старшей группы:
1. «Воздух - невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Пузырьки в стакане.
У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите?
(В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?
(Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас.
У нас в стакане при помощи нашего внутреннего воздуха что получилось? (пузыри) Из чего пузыри? Из воздуха
Возьмите шарики надуйте их воздухом. Что вы видите? взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара.
Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находиться.
2. «Волшебный камень – магнит». Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы: металлические скрепки, гайки, ножницы.
3. «Свойства бумаги». Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Вывод: Бумага, рвётся (непрочная,быстро намокает, хорошо мнется, на ней остаются следы от масла,красок,ручки и т. д., издает звуки (Скрипит,шуршит).
4. «Вода, лёд» «Волшебная кисточка». Вывод: с понижением температуры вода превращается в снег или лёд. Вывод: снег и лёд – это твердая вода.
5. «Снег превращается в воду». Вывод: Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук.
6. «Свойства живой природы». Цель. Установить, как растение ищет свет, что ему нужно для того,чтобы расти. Вывод: Зимой дерево находится в состоянии покоя, питательные соки не идут от корня к листьям, поэтому листья не готовы полноценно раскрыться. Вывод: Листочки у расстений появились под воздействием воды, потому что вода обладает живительной силой для растений. Вывод: Вода движется по стеблю растения от корней к листьям, насыщая клетки растения.
7. «Исчезающий мелок». Цель: познакомить детей со свойствами мела - это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Вывод: Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
8. «Надуй шар». Цель: показать детям, как различные состояния веществ могут взаимодействовать и переходить из одного состояния в другое; Вывод:
При добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
9. «Мыльная пена». Цель: Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Вывод: Без эксперимента, без практического обоснования любая наука превращается в сухой скучный набор фактов и формул. Исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.
Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.
10. «Мандарин, умеет плавать?». Очищенный мандприн утонет. Вывод: Значит мандарины умеют плавать. Секрет в кожуре : Оказывается в кожуре мандарина много пор и пустот которые наполнены воздухом, а он как известно легче воды, именно корка выполняет роль воздушной подушке удерживающий мандарин на водной поверхности. Оставшиеся без кожуры утонет, потому что тяжелее воды. Вывод: Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
11. Цветное молоко. Цель: Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ужасно интересно, Все то, что неизвестно! Ужасно неизвестно, Все то, что интересно! Г. Остер
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал сам, я знаю.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!