светлана цветкова
Технология игрового экспериментирования с детьми 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технология игрового экспериментирования с детьми 3–5 лет
«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».
Пенелопа Лич
(психолог из Великобритании)
Публикация «Технология игрового экспериментирования с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, меняются структура, содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты, ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Что ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Таким способом, например, может стать процесс познания через включение детей в деятельность, что делает процесс образования не только более увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества. И как уже доказано наукой, наиболее сензитивным периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для формирования познавательной деятельности, ребенок - исследователь, проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда.
Мышление ребенка ограничено, представления детей о мире не случайны – это результат спонтанной познавательной деятельности детей, переноса знаний с одних предметов на другие (недоучет специфики явлений).
При специально организованной занимательной деятельности вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец).
При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению свойств предметов.
Таким образом, на основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развиваетcя.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с таким, как развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы.
Содержание работы по исследовательской деятельности детей планировала с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Свою работу по познавательно-исследовательской деятельности я начала с изучения и анализа методической литературы. Поставила перед собой цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. И сформулировала задачи, на решение которых направила свою работу:
- Развивать детскую любознательность, чувство удивления и радости от познания предметного мира, способствовать формированию познавательных интересов.
- Учить пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов и материалов для их применения в разных видах самостоятельной детской деятельности.
- Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении описывать предметы, точно и ясно выражать свои мысли.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка
создала предметно-развивающую среду в группе. Совместно с родителями оборудовали детскую лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации запланированной работы.
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, бинокль, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов, цветов и овощей, шерсть, разные крупы;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные предметы, пластмасса, металлические предметы;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски; сухой сок, фруктовый чай в пакетиках.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки пластиковые, мензурки пластиковые, вата, воронки, мерные ложечки;
Для систематизации детских представлений об окружающем мире, разработала примерное планирование образовательных ситуаций по игровому экспериментированию, позволяющих вызвать познавательный интерес, увидеть в предмете то, что ребенок сам может не заметить и не осознать. (Приложение 1). Совместную игровую экспериментальную деятельность с детьми проводила один раз в неделю: с детьми младшего дошкольного возраста по 10 – 15 минут, с детьми среднего дошкольного возраста по 15 – 20 минут.
Структура проведения игры-экспериментирования :
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Провела отбор игр-экспериментов в соответствии с возрастом детей и оформила картотеку.
Совместную деятельность с детьми по экспериментированию начала с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – Ученым Котом., с оборудованием и правилами поведения:
С песком:
С огнем:
Кроме Ученого Кота к детям в гости приходят Почемучка, Капелька, Зайка-Любознайка и другие известные детям персонажи. После таких встреч у детей появляется множество вопросов, а соответственно и повод обращаться за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе и, конечно же, к взрослым.
Игровые персонажи ставили детей в проблемную ситуацию, которая способствовала выявлению детьми свойств предметов и их качеств. По возможности игровые ситуации выносила в естественные условия. Так, например, игры с песком, снегом и водой проводила непосредственно на участке детского сада.
Например: Игры с песком «Лепим колобки», «Делаем фигурки» : дети экспериментировали с разными формочками и материалами — влажным и сухим песком. Эту игровую ситуацию вынесла непосредственно в естественные условия, на участок детского сада. К детям пришла зайчиха и попросила приготовить угощение для зайчат. Для этого она приготовила песок, формочки, совочки, украшения. Но песок оказался в одном ведерке влажный, а в другом сухой. Дети познакомились со свойствами песка, научились создавать фигурки, используя свойства.
«Делаем дорожки и узоры из песка» : к детям приходит Зайка-Любознайка,
приносит с собой две лейки полные песка. Но в одной песок влажный, а в другой сухой. Детям предстоит вспомнить о свойствах песка и научиться использовать в своей деятельности сухой, рассыпчатый песок. Дети тонкой струйкой сыплют песок на асфальт из малой лейки без наконечника, делая разные узоры.
Иногда игровые ситуации становились частью непосредственной образовательной деятельности. Например: во время знакомства с геометрической фигурой квадрат, дети выкладывали фигуру из ниток на коврографе. Таким образом, они тактильно исследовали свойства ниток (гибкие, мягкие, прилипают к ворсистой поверхности, могут изменять форму).
В образовательной ситуации «Цветные капельки» к детям «приплывала» Золотая рыбка. Дети вместе с рыбкой выяснили необходимость воды для жизни и попробовали отправить капельку в путешествие. Дети, капали из пипетки в баночки с водой жидкую краску различной густоты и насыщенности и наблюдали за «путешествием» капельки.
«Льдинки» : к детям пришла Курочка Ряба и принесла с собой лоток из-под яиц. Детям предстояло придумать как сделать для курочки яички, но не простые. В качестве материала была предложена вода и краски. Дети замораживали окрашенную воду в лотке из-под яиц.
С целью повышения компетентности родителей подготовила и провела родительское собрание «Игра не забава». Цель собрания: дать представления о игровом экспериментировании, как о способе формирования у детей представлений об окружающем. Подготовила презентацию, в ходе которой, познакомила родителей с игровыми ситуациями, проведенными с детьми. Так же вниманию родителей были представлены игровые ситуации по экспериментированию с водой. В приемной вниманию родителей были представлены ширмы: «Экологическое воспитание», «Оглянись вокруг», «Игры с песком и водой» и др. Для родителей была подготовлена и проведена консультация на тему «Не бойся быть Коробочкиным». Родители вместе с детьми находили новое применение использованным вещам. Например: высохшие фломастеры заменят коктейльную трубочку, в контейнерах от шоколадных яиц можно хранить сыпучести, с помощью линейки и нитки можно соорудить весы… (Приложение 2)
С целью, выявить уровень активности и пассивности детей на разных этапах экспериментальной деятельности (ноябрь, февраль, май) я наблюдала за деятельностью детей в центре экспериментирования. На первом этапе (сентябрь-ноябрь) дети чаще наблюдали со стороны, у более активных детей возникали вопросы. На втором этапе (декабрь-февраль) дети стали проявлять интерес и выполнять действия со мной, обращаться за помощью. На третьем этапе (март-май) дети стали действовать более самостоятельно и проявлять интерес к происходящим явлениям. Стали задавать больше вопросов на выявление причинно-следственных связей. Например: во время изобразительной деятельности дети стали обращать внимание на изменения цвета воды и высказывать свои мысли по поводу увиденного. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Приложение 1
Примерное планирование игрового экспериментирования во второй младшей группе (дети 3–4 лет)
Месяц Тема и цель занятия
Сентябрь 1. «Веселый лягушонок» Цель: Закреплять у детей элементарные представления о свойствах воды. Развивать познавательную активность.
2. «Песок и камни» Цель: Продолжать формировать представления детей о свойствах песка: сыпучесть.
3. «Какие бывают камешки» Цель: Расширять представления детей о камнях их свойствах и разнообразии.
4.«Удивительные краски» Цель: Закреплять представления детей об овощах и помогать раскрыть новые свойства овощей: ими можно рисовать.
Октябрь 8) «Что привез нам мишка». Цель: расширять и закреплять представления детей о свойствах сухого песка.
2. «Чудо-бумага». Цель: Дать детям возможность познакомиться со свойствами бумаги практическим путем.
3. «Дорожка из камешков». Цель: Продолжать расширять представления детей о свойствах камней: шершавость, величина. Закреплять понятие средний по величине.
4. «Необычное купание» Цель: продолжать расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира и их взаимодействие с водой.
Ноябрь 1.«Шарики, кубики и цилиндры» Цель: закреплять представления детей о геометрических телах, ввести понятие цилиндр.
2.«Фокусы с магнитом» Цель: Дать детям представление о некоторых свойствах магнита.
3.«Тёплая капелька» Цель: Расширение представлений детей о свойствах воды: как получается тёплая вода.
4.«Наша черепаха» Цель: Помочь детям выяснить некоторые особенности жизнедеятельности черепахи.
Декабрь 1. «Пирожки для мишки» Цель: Дать представление об изменении свойств песка при смешивании его с водой.
2. «Вода и …» Цель: Расширять представления детей о свойстве воды как растворителя.
3.«Чудесные бусы» Цель: Знакомство со льдом и некоторыми его свойствами.
4. «Камешки и пластилин» Цель: знакомство со свойствами камней и пластилина в сравнении.
Январь 1.«Колобок» Цель расширять представления детей о свойствах теста и геометрических тел.
2.«Снежинка в гостях у детей» Цель: Закрепить представления детей о свойствах снега.
3. «Снег и лёд» Цель: расширить представления детей о свойствах снега и льда в сравнении.
4. «Чудо-мыло» Цель: актуализировать знания детей о свойствах мыла и воды, их практической пользе.
Февраль 1. «Следы» Цель: расширить представления детей о свойствах снега и песка в сравнении.
2. «Смывание» Цель: Расширять представления детей о свойствах воды.
3. «Строим башню» Цель: помочь детям экспериментальным путём усвоить понятие «устойчивость».
4. «Ракушки» Цель: Расширять представления детей об окружающем мире.
Март 1. «Разные верёвочки» Цель: дать представление о понятии «прочность».
2. «Прятки» Цель: дать представление детям о понятиях «прозрачность».
3. «Самый вкусный пирожок» Цель: познакомить детей с изменением свойств муки, песка и бумаги при взаимодействии с водой.
4. «Стирка» (бумага, ткань, камни, песок, ракушки) Цель: закреплять практические знания детей о свойствах мыла.
Апрель 1. «Деточка-пипеточка» Цель: экспериментальным путё м дифференцировать понятия о количестве: очень мало-мало-много-очень много.
2. «Игры с цветом» Цель: дать представление детям о процессе смешивания цвета; развивать мелкую моторику.
3. «С чем подружится магнит» Цель: закрепить и уточнить представления детей о свойствах магнита и предметах окружающего мира: металлический-неметалический.
4.«Самый лучший кораблик» Цель: Установление детьми зависимости между плотностью материала и его устойчивостью к воде.
Май 1. «Фотографии на память» Цель: подвести детей к пониманию связи между объё мными геометрическими телами и их проекциями: геометрическими фигурами (квадрат, круг, прямоугольник).
2. «Любопытные капельки» Цель: подвести детей к пониманию как меняются свойства песка при взаимодействии с разным количеством воды.
3. «Лекарство для мишки» Цель: знакомство детей с разными способами переливания воды.
4. «Что вырастит из семечка» Цель: познакомить детей с семенами овощей. Дать представление о посадке растений.
Примерное планирование игрового экспериментирования во второй младшей группе (дети 4-5 лет)
месяц Тема и цель образовательной ситуации
Октябрь «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» : продолжать развивать сенсорные способности и познавательный интерес у детей.
«Почему все звучит?» : подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
«Прозрачная вода» : выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)
«Вода принимает форму» :выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь «Какие предметы могут плавать?» : дать детям представление о плавучести предметов, плавучесть зависит не от размера предмета а от его тяжести.
«Делаем мыльные пузыри» : познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.
«Подушка из пены» : развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене.
«Воздух повсюду» : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь «Воздух работает» : дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.
«Каждому камешку свой домик» : классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
«Можно ли менять форму камня и глины» : выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
«Свет повсюду» : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные – изготовленные человеком (лампа, фонарик, свеча).
Январь «Свет и тень» : познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
«Замерзшая вода» : выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
«Тающий лед» : определить, что лед тает от тепла; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
«Разноцветные шарики» : получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Февраль «Таинственные картинки» : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
«Все увидим, все узнаем» : познакомить с прибором помощником – лупой и ее назначением.
«Песочная страна» : выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
«Где вода» : выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выявить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Март «Водяная мельница» : дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
«Звенящая вода» : показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
«Угадайка» : показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
«Ловись рыбка и мала, и велика» : выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель «Фокусы с магнитами» : выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
«Солнечные зайчики» : понять причину возникновения солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
«Что растворяется в воде» : показать детям растворимость и нерастворимость в воде некоторых веществ.
«Что отражается в зеркале» : познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Май «Волшебное сито» : познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
«Цветной песок» : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
«Игры с песком» : закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
«Фонтанчики» : развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
Приложение 2
Приложение 3
Анкета для педагогов.
1. Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?
Да Понятно, но не всё Нет
2. Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему?
3. Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы?
Да Не всегда Нет
4. Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие?
В поиске идеи (темы) проекта
в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками
в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности
в работе по проекту с детьми
в работе по проекту с родителями
с другими участниками проекта
5. Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?
6. Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?
7. Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города?
Да Сомневаюсь Нет
8. Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении?
«Цветной песок» : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
«Почему все звучит?» : подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.