Ольга Недобежкина
Технология «Говорящая стена». Теория и практика
▼ Скачать + Заказать документы
«Послушайте – и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете».
Конфуций
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Публикация «Технология „Говорящая стена“, Теория и практика» размещена в разделах
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Цель технологии «Говорящая стена» :
Создание условий для полноценного развития дошкольников по
всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными
особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи технологии «Говорящая стена» :
• Создать атмосферу эмоционального комфорта.
• Создать условия для творческого самовыражения.
• Создать условия для проявления познавательной активности детей.
• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Суть технологии «Говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка. «Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД, она помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.
Образовательные возможности «Говорящей стены» :
• Интерактивность.
• Информационная доступность.
• Возможность интеграции образовательных областей.
• Облегченная трансформация учебного материала.
• Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства).
• Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены».
• Способ организации самостоятельной деятельности детей.
• Способ сенсорного развития.
• Использование в режимных моментах в течении всего дня.
• Более эффективное усвоение вариативных программ.
• Подготовка к обучению грамоте.
• Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
Так же в работе с детьми можно использовать разнообразные игры на «Говорящей стене», например:
• Игры на развитие изобразительных способностей: младших группах - «дорисуй лучики солнышку», «нарисуй дорожку»; старших группах - «дорисуй человечка».
• Игры по ФЭМП: средних группах - «подбери по размеру», «выложи столько же, сколько…», «расставь от низкого до самого высокого»; старших группах - «найди соседа», «подсчитай и найди гараж для машины», «выложи в соответствии с цифрами», «больше или меньше», «посчитай и запиши».
• Речевые игры с элементами обучения грамоте: младших группах - «кто как кричит», «скажи словечко»; средних группах - «что сначала, а что потом», «что лишнее»; старших группах - «составь слово», «какой первый звук в слове», «найди пропущенный слог», «сложи букву».
• Логические игры: средних группах - «что сначала что потом», «что лишнее»; старших группах - «соотнеси геометрическую фигуру с предметом, «лабиринт» и др.
Помимо работы с детьми, технологию «Говорящей стены» можно использовать и в работе с родителями, с помощью специально созданных qr- кодов с заданиями и рисунками по изучаемой лексической теме.
В нашей группе существуют правила по использованию «Говорящей стены», которые позволяют детям договариваться об очередности, возможном партнерстве при работе в самостоятельной образовательной деятельности.
«Говорящая стена» - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.
Библиографический список:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. –М. : Детство-Пресс, 2011. – 112с. ;
2. Назарова Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. – 2007. - № 3;
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336;
4. https://www.maam.ru/detskijsad/govorjaschaja-stena.html;
5. Фото воспитанников и родителей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 10 МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара.