Надежда Приказчикова
Технология «Голос ребенка» в программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы начать с актуальности этой темы современное дошкольное образование развивается по линии геоцентрического подхода, который предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности. Существует точка зрения согласно которой ребенок по своим возможностям просматривается гораздо выше чем взрослый, в данном случае ребенок является субъектом образовательного процесса, который может контролировать и осваивать содержание данного образовательного процесса и контролировать время в нём, т. е может влиять на сам образовательный процесс.
Публикация «Технология „Голос ребенка“ в программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
«Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики Лорис Малагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 языков самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого - не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами.
«Голосребенка»
Это проявление детьми своей индивидуальности, которая позволяет взрослому взаимодействовать с ребенком, с его натуральным видением мира.
«Голос ребенка» в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» рассматривается в трех аспектах. Во- первых как задачи. Задачи для педагогов: услышать голос ребенка
Во- вторых это метафора отражена практически в каждой технологии программы «От рождения до школы». А технология «Голос ребенка является необходимым компонентом для создания пространтвенно- детской реализации
Создание пространства детской реализации- необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Об этом говорит Николай Евгеньевич Веракса. Пространство детской реализации- организованная среда детской деятельности, которая даёт возможность взрослому услышать «Голос ребенка», т. е как голос является компонентом реализации, так и пространство детской реализации создаваемой воспитателем, позволяет услышать голос ребенка. Эти два понятия они друг друга стабилизируют, т. е помогают, дополняют друг друга
Составляющие «Голоса ребенка». «Голос ребенка» - это конечно большое и обширное понятие. Однако оно даёт возможность для реализации развития инициативности и самостоятельности.
Примеры признаков детской самостоятельности. Ребенок обладает навыками самообслуживания (он может одеться, помыть руки, сесть за стол). Способны совершить обдуманные действия в незнакомой ситуации. Могут действовать без пошагового контроля взрослых, т. е если мы ребенку сказали, что мы сейчас пойдем обедать или садимся на занятие, то ребенок самостоятельно убирает игрушки, он знает все этапы действия. Понимают обоснованность правил и могут их объяснить. В каждой группе у нас есть правила, некоторые правила ребенку не понятны, к примеру: почему нельзя бегать по группе. Мы объясняем, что можно удариться. Но, он говорит, что будет осторожно бегать, т. е самостоятельный ребенок это тот, которому мы уже объяснили почему нельзя бегать и какие могут быть последствия. Находят себе дело, могут себя занять
Перейдем к примерам детской инициативности. Ребенок проявляет осознанное и решительное желание что-то начать, предпринять и сделать, создать или преобразовать, т. е ребенок не согласен с настоящей обстановкой, состоящей ситуацией и хочет добавить в неё что-то, может быть удобное для себя или для группы. Проявляют творчество, выдумку, фантазию. Активно поддерживают группу сверстников в реализации намеченных планов. Ребенок, который думает не только о себе, о группе и об остальных, т. е уже в какой-то степени лидер. Конечно же ребенок, который высказывает своё мнение, тоже считается инициативным ребенком, так как, во-первых, это мнение должно откуда-то возникнуть, у ребенка, который очень редко проявляет инициативу оно корректно выходят для окружающих.
Далее к чему мы стремимся- это к реализации ребенком своего замысла, т. е увидеть, что есть некий запрос, т. е ситуация, требующая изменения. Ребенок предлагает её решение, возможно совместно с педагогом воплощает свой замысел, а далее презентует свой результат. То к чему стремимся это не просто услышать голос ребенка, поговорить с ним, это также предполагает некий продукт, который мы совместно сделаем совместно с ребенком.
Важно услышать «голос ребенка». У ребенка появляется возможность быть понятым. Возникает чувство уважения со стороны сверстников и взрослых; процесс воспитания становится более осмысленным, когда мы сами понимаем, о чем нам говорят дети и о чем мы с ними говорим. «Голос ребенка позволяет педагогу обогащать профессиональные знания по взаимодействию с ребенком;
Просто услышать голос ребенка, конечно же недостаточно. Недостаточно просто спросить ребенка «как ты провел выходные» и услышать от него ответ. Если мы хотим следовать и работать по технологии «Голос ребенка». Ребенок, который начнет рассказывать, как он провел выходные, может далее изобразить всё в каком-то продукте-результате (нарисовать, сконструировать).
Как взрослый может услышать ребенка «Голос ребенка». Взрослый ставит себя на роль партнера. Часто говорится о том, что взрослый должен спуститься на уровень детей и понять его. Однако на самом деле «Голос ребенка» это спуститься на роль партнера, означает именно понять ребенка, представить себя в роли ребенка. Показать ребенку, что его слышат. Это всё возможно после того как вы с ребенком сможете реализовать его замысел, создать некий продукт. Обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов; Создать наиболее разнообразную среду. Оживить стены своей группы работами детей;
-Реализовать свои идеи и замыслы, показывая положительный пример детям.
Существуют конечно трудности в реализации технологии «Голос ребенка». Во-первых, это незнание технологий. Вторая проблема — это незнание особенностей детей. Так как существуют разные дети, бывают тихие дети, бывают шумные дети. Давайте с вами побеседуем на тему Тихие дети это какие дети? - это дети, которые бояться говорить на публику, не показывают, чего они хотят, они часто депрессивные. Как вы думаете какие Особенности у шумных детей: повышенная возбудимость, импульсивный ребенок.
Как услышать «Шумного и Тихого ребенка»? Необходимо создать в группе атмосферу взаимного понимания (технология «детское сообщество», которая в какой-то мере является инновационной. Детское сообщество предполагает взаимное понимание детей и педагогов, т. е они выступают как некая семья. Педагог в этот момент показывает, что всегда выслушает, поддержит, поможет. Показывать, что лучшее проявление — себя- это умение участвовать в диалоге. (технология «развивающий диалог»). Диалог он сам по себе не всегда несет какое-то развитие. Поэтому задача педагога задать, например, «кто такие утконосы, откуда они взялись»
Давать ребенку возможность проявлять себя: («проектная деятельность»). Может кто-то уже ознакомился, есть специальное пособие «Проектная деятельность» написанная Николаем Евгеньевичем Веракса, где представлены виды проектов: исследовательский проект, творческий, норматворчество, который способствует развитию инициативы детей. Четвертое: вводите ребенка в обсуждение проблем, спрашивая его мнение: («утренний и вечерний круг»). Разжигайте интерес и инициативу действовать вместе с группой: («пространство детской реализации»).
Хотелось бы задать вопрос на понимание «Что я могу сделать завтра, чтобы услышать «Голос ребенка». Это очень трудно и трудно реализовать, когда у нас в группе находится большое количество детей и с каждым поговорить, каждого услышать это трудно. Но тем не менее современные требования, современная образовательная среда говорят о том, что для развития детской инициативности и самостоятельности, ребенок должен иметь право на то, чтобы воздействовать и влиять на содержание образовательного процесса.