Наталья Иванова
Технологии эффективной социализации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно социологическим исследованиям дошкольной сферы всего 20 % детей интересуются и любят организованные занятия, остальные приходят в детский сад играть, общаться со сверстниками, интересно проводить время. А работа дошкольных организаций построена так, что на свободную игру и общение постоянно не хватает времени. Как правило, первая половина дня у детей занята организованной образовательной деятельностью, после обеда начинаются кружки, у детей остается мало времени на общение и игровую деятельность. В связи с периодом низкой рождаемости дети приходят в детский сад в основном из однодетных семей, не имеют опыта общения в разновозрастном коллективе. Все это снижало эффективность социализации детей.
Публикация «Технологии эффективной социализации в ДОУ» размещена в разделах
Для успешного внедрения ФГОС ДО в практику Наталья Петровна Гришаева предложила новые технологии эффективной социализации детей, которые описала в своем методическом пособии. Это пособие входит в методическое обеспечение примерной основной образовательной программы «Тропинки».
Н. П. Гришаева указывает на важность социализации дошкольников, т. е. на умении жить в социальном обществе. А предложенные ей технологии должны помочь педагогам и родителям. Предлагаемая ей система включает:
-ежедневный рефлексивный круг;
-клубный час;
-ситуация месяца,
-социальная акция,
-дети-волонтеры
-проблемная педагогическая ситуация,
-волшебный телефон;
-развивающее общение;
-коллективный проект.
Для первоначального внедрения подходят клубный час и ежедневный рефлексивный круг. Их можно внедрять как 2 совместные технологии, так и раздельно.
Основные цели клубного часа:
-воспитывать у детей самостоятельность и ответственность,
-закреплять навыки ориентироваться в пространстве,
-воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста,
-формировать умения проявлять инициативу, планировать свои действия, оценивать результаты,
-помогать приобретать жизненный опыт.
Суть технологии : клубный час проводится систематически: 1 раз в месяц, длительность клубного часа- 1 час. Перед проведением клубного часа дети обсуждают правила поведения, знакомятся с планом-картой, выбирают для себя вид деятельности, куда они планируют пойти. По сигналу клубный час начинается. Дети свободно перемещаются по зданию детского сада в это время, приходят в то помещение, где идет запланированная им деятельность. Педагоги детского сада готовят разные виды деятельности для детей. Сотрудники помогают детям ориентироваться в здании, отвечают на вопросы детей. По сигналу клубный час заканчивается, дети возвращаются в свою группу. После завершения клубного часа дети с воспитателем садятся в круг на ковре, начинается обсуждение - рефлексивный круг. Это обсуждение затем становится ежедневным и проводится перед завтраком в течение 5-10 минут. Темы для обсуждения могут быть различными, главное, чтобы ребенок смог высказать свое мнение, не перебивал других детей, ждал своей очереди говорить.
Клубные часы бывают: свободными, творческими, тематическими, деятельностными.