Мишнева Дарья Евгеньевна
«Как цапля спасала непослушного лисёнка». Технологическая карта занятия по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развтие
Тема занятия: «Как цапля спасала непослушного лисёнка»
Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)
Цель занятия:знакомство со звуком [ц]
Задачи занятия:
1. Образовательная: понимать присутствие звука [ц] в слове
2. Развивающая:уметь выделять и называть свойства предметов
3. Воспитательная: уважительно относиться к сверстникам в ходе взаимодействия
Словарная работа: цапля, огурец, спица, курица, зайцы, кольцо, яйцо, цветок, цыплёнок
Планируемый результат занятия: дети познакомились со звуком [ц], знают слова, в которых есть данный звук
Подготовительная работа: подготовка материалов
Материалы и оборудование:Ёжик, Лисенок (игрушки); картинка с изображением цапли, листы с иллюстрациями цвета.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые
результаты
1 Организационно – мотивационный этап Мотивация детей на включение в деятельность
Ребята, объясните мне, пожалуйста, почему надо слушаться взрослых? (Потому что взрослые много знают. Они знают, что можно делать, а чего нельзя.)
- Как вы думаете, кто больше знает обо всем: Ёжик или Лисенок? Почему вы так решили? (Потому что Ёжик умный и серьезный, а Лисенок глупый).
- Послушайте, какая история произошла с непослушным и глупым Лисенком. Ёжик всегда предупреждал его, что гулять по болоту очень опасно. Вы не знаете, почему опасно на болоте? (Можно утонуть.) А Лисенок не послушал Ёжика и отправился один на болото. Там он увидел много интересного: и красивые цветы, и ягоды, и много лягушек. И стоило ему попробовать попрыгать по-лягушачьи, как он тут же стал тонуть. Лисенок начал звать на помощь, но никого из друзей не было рядом. Вот так печально могла закончиться история Лисенка, если бы его не спасла вот эта болотная птица. Игровой метод: создание игровой ситуации. Дети внимательно слушают
воспитателя и встают в круг. Дети положительно настроены
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной
ситуации, с формулировкой проблемы в доступной для детей
форме. –*Изображение цапли*
- Кто знает, как она называется?
- Чем покрыто тело цапли? Какого цвета перья?
- Назовите части тела цапли. (Воспитатель указывает на туловище, крылья, ноги, шею, голову и клюв.)
- Почему у цапли такие длинные ноги?
- Чем питается цапля? (Лягушками и рыбой.)
- Зачем ей нужен длинный клюв?
Мокрый Лисенок прибежал к Ёжику в лесной детский сад и рассказал о своем чудесном спасении. Ёжик так обрадовался за Лисенка, что даже ругать его не стал. И друзья-игрушки задумались, как можно отблагодарить цаплю за спасение Лисенка. Словесный: Объяснение, указание,
рассказ
Наглядный метод: Изображение цапли Дети внимательны,
внутренне мотивированы на предстоящую деятельность Дети вникают в проблему и имеют интерес решить её
2.2 Этап ознакомления с материалом Актуализация знаний детей о правой и левой руке, а также свойствах предметов Думали они думали и придумали, что если слово «цапля» начинается со звука [Ц], значит, ее нужно угостить чем-нибудь таким, в названии чего будет слышаться этот звук. Произнесите несколько раз подряд звук [Ц] и последите, что делает язык во время произнесения этого звука (он как бы толкается кончиком в нижние зубы). Назовите картинки, четко выговаривая звук [Ц]. Чем съедобным из того, что нарисовано, можно угостить цаплю? (Огурец, перец, леденец.)
- Доскажите слова:
Ца - ца - ца - ца, Цы - цы - цы - цы,
Спи. (ца, кури. (ца, ов. (ца). Зай. (цы, тан. (цы) и сквор (цы).
Цо - цо - цо - цо,
Коль. (цо, ли. (цо, яй. (цо). Словесный: рассказ, объяснение, вопросы
2.3 Этап практического решения проблемы. Овладение детьми действиями, способами решения проблемы
Послушайте рассказ про цыпленка, а после него назовите слова, которых есть звук [ц], которые вы услышали
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну, ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит — гусеница ползет.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
— А как же надо? — удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо — цапля его вытащила.
— Чтобы учить,— говорит цапля,— надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?
Артикуляционная разминка
- Теперь вы знаете, как охотятся за лягушками цапли. А чем питаются лягушки? Известно ли вам, как охотятся лягушки? Лягушки ловят насекомых с помощью своего языка. Давайте и мы с вами поиграем в лягушек.
Сидит лягушка на болоте, видит - мимо летит комарик. Она его хвать языком и проглотила. (Дети резко выбрасывают вперед язык и прячут опять в рот.) А тут целый рой комаров налетел, лягушка только успевает их ловить. (Дети совершают резкие движения вперед- назад языком, направляя его в разные стороны.)
В это время воспитатель при желании может продекламировать потешку:
Лягушка-попрыгушка –
Прячьтесь от лягушки,
Глазки на макушке,
Комары да мушки.
Наелась лягушка, живот себе погладила и повалилась спать. (Дети гладят живот по часовой стрелке, после прикладывают сложенные ладони к щеке.) Вот какая удачная охота получилась!
Словесный метод: рассказ, объяснение
Практический: показ Дети внимательно слушают
воспитателя, обсуждают ситуации, выполняют игровое задание Дети соотносят правильные и неправильные утверждения
3 Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта
Ребята, что мы с вами сегодня делали? К кому ходили? Где мы были? А что нового сегодня вы узнали? Что было сложно?
Вы все большие молодцы, мы помогли отблагодарить Цаплю, которая спасла лисёнка; назвали слова на звук «Ц» в рассказе про Цыпа; ловили мошек, как лягушки
Словесный: беседа, вопросы, разъяснение, оценка деятельности детей, похвала Дети слушают выводы педагога, выражают свои мнения. Дети ответили на все вопросы, заданные воспитателем. Выполнили задание правильно