светлана чернова
Технологические карты игр по конструированию игрового центра «Лаборатория юных инженеров» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта №1
Деревянный конструктор «Транспорт»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
Расширять знания детей об общественном транспорте (познакомить с троллейбусом)
Развивать способность различать и называть строительные детали
Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга (в троллейбусе-колеса, стены, крыша и т. д.)
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте.
деревянный конструктор, д/и «Транспорт», схемы-помощники для детей с троллейбусом, сундучок с кубиками, презентация на интерактивной доске со схемами и д/и «Собери автобус, троллейбус» Наглядные (показ образца, показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (повторение, пояснение, вопросы к детям);
практические (выполнение задания по указаниям, планирование последовательности выполнения действий) Педагог предлагает детям выполнить задания по образцу схем
Технологическая карта №2 к играм
«Тетрис», «Мозаика»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
Умение решать логические задачи, закреплять умение детей ориентироваться на плоскости, Игровое поле с нанесенным орнаментом, детали тетриса. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям);
практические (планирование последовательности выполнения действий, оценка полученных результатов). «Тетрис»
Ребенок подбирает нужные детали тетриса и выкладывает на поле
сопоставление деталей, соедини детали таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину. схемы, мозаика Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Мозаика»
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на соответствующую картинку. Далее задание усложняется: воспитатель выкладывает на стол детали от более сложного рисунка и уже без наглядной картинки собирает части в единую цветную картинку.
Технологическая карта №3 к дидактическим играм
«Мы- строители»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома. Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Построим дом»
Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от
возможностей ребенка.
Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из
геометрических фигур различные предметы.
кубик с наклеенными геометрическими фигурами,
геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Собери и построй»
Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры. Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Какая постройка рассыпалась?»
Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием,
количество карточек увеличивается.
Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям. Счетные палочки, геометрические фигуры. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Мастерская форм»
Вариант 1.
Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.
Вариант 2
Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т. д.
Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Архитектор»
«Вариант 1.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.
Вариант 2.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план
лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.
Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур. Разноцветные геометрические фигуры и их части. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Счастливый остров»
Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.
Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой
картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Разные дома»
Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает
рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее
переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три
картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.
В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.
учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы. схемы построек, строительный набор. Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Построй по схеме»
Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно,
чтобы детали были изображены в натуральную величину.
Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре. строительный набор Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Построим магазин для кукол»
Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.
Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать
конструктивные навыки.
Наглядные (показ способа действий, рассматривание картинок);
словесные (беседа, напоминание, пояснение, вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов); игровые (эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения - имитации). «Детский городок»
детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.
Технологическая карта №4 к магнитному конструктору
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
совершенствование представлений о форме;
* расширение представлений о геометрических фигурах (треугольник, четырехугольник, многоугольник) и их признаки (вершина, стороны, углы);
* расширение представлений о классификации геометрических фигур;
* способствование обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира. схемы, магнитный конструктор Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (упражнение, оценка полученных результатов). 1 вариант.
Педагог предлагает по схеме собрать "5-угольную призму"
2 вариант
Педагог предлагает по схеме собрать "6-угольную призму"
3 вариант
Педагог предлагает по схеме собрать
"Снежинку"
4 вариант
Педагог предлагает по схеме собрать
"Цветок"
Технологическая карта №5 к металлическому конструктору
«Фантастические модели»
Цель игры Методы и приемы Результат
Познакомить детей с металлическим конструктором. Беседа «Из каких деталей состоит автомобиль, собранный воспитателем. Что потребуется, чтобы собрать автомобиль. Демонстрация игрушки. Рассмотрели образец.
У детей сформировались знания.
Закреплять умение детей отбирать те детали, которые нужны для создания автомобиля Поиск нужных деталей для создания модели автомобиля. У детей сформировались знания.
Отобрали нужные детали для создания модели автомобиля.
Закреплять умение детей пользоваться ключом и отверткой. Создание модели автомобиля из металлического конструктора по схеме. Отобрали нужные детали для создания модели автомобиля. Модель автомобиля из металлического конструктора
Технологическая карта №6 к дидактической игре
«Блоки Дьенеша»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
способен к решению логических действий и операций, умению декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умению видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умению действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный, на каждом поезде его номер: 1234, 5678, 9101112, 4 вагона, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами, набор логических блоков Дьенеша. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Логический поезд»
В игре может участвовать вся подгруппа детей 9 – 11 человек. Взрослый, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно, также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.
Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перегружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
Последовательность действий. Распределение команд по поездам.
Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное *- это 3, значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1234). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах) перевозка груза.
Свой груз надо перевезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура – большой красный треугольник, в первом вагоне от головы поезда он изменил величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма, он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета – наш груз маленький синий прямоугольник.
Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом,
слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
Один из вариантов дальнейшего развития игры:
Выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т. д.)
Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволяет проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).
выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий. таблицы с правилами построения дорог, набор логических блоков Дьенеша. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Автотрасса»
Город логических фигур, готовиться к автомобильным соревнованиям – гонкам. Надо построить гоночную трассу. Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств (цвет, размер, форма, толщина).
умеет оперировать сразу четырьмя свойствами предмета, абстрагирует, декодирует информацию. набор логических блоков Дьенеша, карточки – домики, прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.). Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Где, чей гараж? (Построй дом)»
В игре принимают участие 5 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка – домик и прямоугольники – «кирпичики». Задача строителей – построить свой дом. Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником – «кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит вой дом).
Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).
II
Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств.
Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму.
Целесообразно сделать и такие варианты карточек, играя с которыми детям необходимо ориентироваться на другие свойства (цвет и размер или форму и размер).
III
Используются карточки, которые требуют ориентировки на три - четыре свойства.
Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер каждой фигуры.
выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам. набор логических блоков Дьенеша. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Две дорожки»
I
Играют двое в паре (желательно ребенок и взрослый). Каждый участник берет из набора пять разных фигур, перемешивает их и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит какое – то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника (цвет, форма или размер, то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.
II
Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если она похожа или отличается от его фигуры двумя свойствами: такая же по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме или другая по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме.
Количество фигур у каждого игрока постепенно увеличивается до 10.
При повторении игры правила меняются. Взрослый постоянно поощряет придумывание новых правил самими детьми.
III
Игрок выигрывает фигуру соперника в том случае, если она отличается от его собственной тремя свойствами (цветом, формой и размером).
Количество фигур у игроков постепенно увеличивается до 12. Вместо плоских логических фигур здесь лучше использовать объемные блоки, они увеличивают вероятность выигрыша фигуры соперника. Ее можно выиграть в нескольких случаях: если она отличается цветом, формой и размером; цветом, формой и толщиной; цветом, размером и толщиной или формой, размером и толщиной. Это повышает интерес к игре.
Технологическая карта №7 к дидактической игре
«Болтики и гаечки»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
Прямая: развитие чувства величины, усвоение понятий «большой», «средний», «маленький».
Косвенная: координация мелких движений кисти рук, концентрация внимания, подготовка к письму.
В коробочке металлические болты размером 16*40, 14*40, 12*40 по 4 штуки и гайки размером 16, 14, 12 по 4 штуки. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). Ребёнок берёт коробку с материалом, наставница садиться рядом с ним и предлагает показать, как закручивается гайка на болт.
Болт берётся в левую руку, гайка в правую. Болт держится неподвижно, а гайка наворачивается на болт. Затем ребенок пробует сделать это самостоятельно.
Сложность заключается в том, что не каждая гайка подойдет к определенному болту. Сначала ребёнок просто примеривается и подбирает нужную гайку, затем этот подбор получается у него автоматически.
Самоконтроль
У ребенка не остается ни одного болта и незакрученной гайки, если таковые имеются, значит, они не подходят друг к другу. Это говорит о том, что на каком-то болте «накручена» неподходящая гайка
Упражнения с материалом
Дальнейшее усложнение работы, заключается в том, что ребёнку можно предложить разобрать болты по размеру, сначала выбрать самые большие, и подобрать к ним гайки, затем – средние, и маленькие. Также можно на один болт закрутить все гайки подходящего размера.
Технологическая карта №8 к конструктору
«Лего»
Цель игры Оборудование Методы и приемы Ход игры
Варианты
учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук набор лего-конструктора «Дупло», образец. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Чья команда быстрее построит?»
дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
учить отгадывать детали конструктора на ощупь наборы деталей конструктора, мешочек. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Таинственный мешочек»
педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.
закреплять названия деталей лего-конструктора. коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг). Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Разложи детали по местам»
детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.
закреплять значения сигналов светофора, развивать внимание, память кирпичики- лего: красного, зеленого, желтого цвета. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Светофор»
1-й вариант:
Педагог-«светофор», остальные дети-«автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.
2-й вариант:
Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
3-й вариант:
На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.
закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло». карточки, детали лего-конструктора «Дупло», плата Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Найди такую же деталь, как на карточке»
дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.
В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта»,учить работать в коллективе набор лего-конструктора «Дакта» Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Назови и построй»
педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.
развивать интерес к игре и внимание. игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход, лего-подарки. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Лего-подарки»
дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.
развивать внимание, память. набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков. Наглядные (рассматривание картинок);
словесные (вопросы к детям, объяснение);
практические (выполнение задания по указаниям, оценка полученных результатов). «Запомни расположение»
педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.