МААМ-картинки

Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ

Ирина Тюмина
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Здоровье – это фундамент гармоничного развития личности. Здоровье- это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Воспитание культуры здорового образа жизни - это основа физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из главных задач работы дошкольной организации является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, как одну из важнейших задач. Таким образом, перед каждым современным детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, основанный на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Публикация «Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ» размещена в разделах

Цель работы: Создание комплексной системы познавательно - оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;

- формирование и развитие детей о собственном организме, его жизнедеятельности, факторах влияющих на здоровье человека.

- формирование представлений детей о здоровом образе жизни, его составляющих, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

- воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности;

- развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ строился в три этапа:

1 этап: Подготовительный

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: Практический.

Цель: введение здоровьесохраняющих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: Обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Cоставлен перспективно-календарный план, включающий в себя работу в нескольких направлениях:

• Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию внутренней картины здоровья;

• Работа с родителями (мастер-классы, консультации, помощь в обеспечении воспитательно-образовательного процесса, совместные мероприятия, образовательные выставки);

• Работа с педагогами (консультации, памятки, открытые мероприятия);

• Создание оздоровительной предметной - пространственной среды.

Технологии образовательного процесса

I. Использование здоровьезберегающих технологий.

1. Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств)

• организация мониторинга здоровья дошкольников;

• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация и контроль питания, медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;

• организация профилактических мероприятий в детском саду;

• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,

• противоэпидемическая работа,

• витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд,

• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные. (Технологии сохранения и стимулирования здоровья)

2.1Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание);

• общеразвивающие упражнения

• физкультминутки

• спортивные и подвижные игры,

• гимнастика (утренняя, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для глаз,

• массаж и самомассаж

• Различные виды физкультурных занятий

• Спортивные праздники и досуги

2.2Оздоровительные силы природы

• Регулярные прогулки на свежем воздухе;

• Экскурсии;

• Походы;

• Солнечные и воздушные ванны;

• Водные процедуры;

• Фитотерапия;

• Витаминотерапия;

2.3Гигиенические факторы

• Личная гигиена;

• Проветривание;

• Влажная уборка;

• Режим питания;

• Оптимальный двигательный режим

• Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

• Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

3.1 Через уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

3.2 Через создание предметно-пространственной развивающей среды.

3.3 Через психолого-педагогическое сопровождение (Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка)

4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

4.1 Консультации для педагогов

4.2 Открытые мероприятия для педагогов

4.3 Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и педагогических совещаниях.

4.4 Участие в педагогических конкурсах.

5. Валеологического просвещения родителей

5.1 Информационные стенды для родителей, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)

5.2 Информационные стенды о медицинской профилактической работе с детьми;

5.3 Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

5.4 Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

5.5 Мастерклассы

6. Формирования внутренней картины здоровья ребенка

6.1 Интеллектуальный (система знаний)

6.2 Эмоциональный (мотивация к ЗОЖ)

6.3 Поведенческий (навыки ЗОЖ)

II. Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике.

III. Использование информационно-комуникативных технологий.

IV. Использование личностно-ориентированных технологий для улучшения психоэмоционального состояния детей.

V. Использование технологии «Портфолио дошкольника» для воспитания чувства гордости за собственные достижения, значимости своей индивидуальности.

3. Приемы, формы и методы организации образовательного процесса

Работа с детьми ведется в нескольких направлениях:

1. Комплексы ООД познавательной направленности по циклам:

- Мое тело;

- Мое здоровье (болезни, травмы);

- Правила здорового образа жизни;

- Правила здорового питания.

В качестве ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки здорового образа жизни.

Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.

Экскурсии, наблюдения, беседы познавательного характера, рассматривание иллюстраций и картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, опыты и эксперименты.

Большую роль играет использование в работе ИКТ для более наглядной демонстрации. (слушание песен, просмотр видеозаписей, презентаций, мультфильмов о спорте, здоровье, здоровом образе жизни, проведение викторин и открытых мероприятий).

Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике. Используются как долгосрочные групповые проекты («Мое здоровье», «Как победить инсульт знают даже дети», так и индивидуальные краткосрочные проекты («Один прекрасный осенний день», «Где живет молоко», «Моя каша», «Гимнастика», «Первая помощь», «В здоровом теле здоровый дух»)

Комплекс физкультурно - оздоровительных мероприятий (Разные формы ООД по физической культуре, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, утренняя гимнастка, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, оздоровительный бег, физкультминутки и др.)

Комплекс мер закаливающей направленности (Прием воздушных и солнечных ванн, обширное умывание, закаливание носоглотки, ходьба по дорожкам здоровья, сон в трусиках, сон с открытым окном (теплое время года)и др.) Все мероприятия разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, максимально используется с музыкальное и ритмическое сопровождение, нетрадиционное оборудование.

4. Реализуемая система работы привела к устойчивым положительным результатам:

- снижение заболеваемости;

- повышение уровня физической подготовленности детей;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- улучшение эмоционально-психологического состояния детей;

- стабильно высокие результаты освоения детьми программного материала образовательной программы дошкольного учреждения.

Вывод

Таким образом системный подход к организации познавательно-оздоровительной работы и использование инновационных технологий эффективно способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, дают позитивную динамику уровня физической подготовленности, снижения заболеваемости, сформированности у детей и остальных участников проекта осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких. Позволяет повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах здоровьезбережения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационное образовательное пространство группы ДОУ посредством внедрения педагогики М. Монтессори Опыт работы на тему: «Инновационное образовательное пространство группы дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения педагогики.

«Взаимодействие семьи с ДОУ — как основа полноценного психического развития ребёнка» Сопроводительное письмо Фамилия, имя, отчество автора работы Карп Елена Евгеньевна Должность воспитатель Место работы МАДОУ ЦРР –д/с.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ[/b] «Здоровье- драгоценность и притом.

Формы организации здоровьесберегающей работыФормы организации здоровьесберегающей работы «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

История педагогики в лицах Контрольная работа по "Основам коррекционной педагогике"Коррекционная педагогика включает в себя несколько разделов: – Сурдопедагогика –.

Консультация для педагогов. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ (музыка, цвет, психогимнастика) Дошкольный возраст обоснованно.

Педагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУПедагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Взаимодействие детского сада и семьи по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ Благоприятные условия развития, обучения и воспитание ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь условии тесного взаимодействия двух.

Экскурсия в Колледж педагогики и искусстваЭкскурсия в Колледж педагогики и искусства Дети группы «Сударушка»- большие путешественники! Летом ы посетили с ними краеведческий музей, весной на Эко-ферме в деревне Рыжево мы познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 16:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тюмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД