Ирина Тюмина
Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Здоровье – это фундамент гармоничного развития личности. Здоровье- это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Воспитание культуры здорового образа жизни - это основа физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из главных задач работы дошкольной организации является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, как одну из важнейших задач. Таким образом, перед каждым современным детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, основанный на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Публикация «Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Цель работы: Создание комплексной системы познавательно - оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
- формирование и развитие детей о собственном организме, его жизнедеятельности, факторах влияющих на здоровье человека.
- формирование представлений детей о здоровом образе жизни, его составляющих, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
- воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности;
- развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ строился в три этапа:
1 этап: Подготовительный
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
2 этап: Практический.
Цель: введение здоровьесохраняющих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
3 этап: Обобщающий.
Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.
Cоставлен перспективно-календарный план, включающий в себя работу в нескольких направлениях:
• Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию внутренней картины здоровья;
• Работа с родителями (мастер-классы, консультации, помощь в обеспечении воспитательно-образовательного процесса, совместные мероприятия, образовательные выставки);
• Работа с педагогами (консультации, памятки, открытые мероприятия);
• Создание оздоровительной предметной - пространственной среды.
Технологии образовательного процесса
I. Использование здоровьезберегающих технологий.
1. Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств)
• организация мониторинга здоровья дошкольников;
• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания, медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,
• противоэпидемическая работа,
• витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд,
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные. (Технологии сохранения и стимулирования здоровья)
2.1Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание);
• общеразвивающие упражнения
• физкультминутки
• спортивные и подвижные игры,
• гимнастика (утренняя, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для глаз,
• массаж и самомассаж
• Различные виды физкультурных занятий
• Спортивные праздники и досуги
2.2Оздоровительные силы природы
• Регулярные прогулки на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Походы;
• Солнечные и воздушные ванны;
• Водные процедуры;
• Фитотерапия;
• Витаминотерапия;
2.3Гигиенические факторы
• Личная гигиена;
• Проветривание;
• Влажная уборка;
• Режим питания;
• Оптимальный двигательный режим
• Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
• Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
3.1 Через уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
3.2 Через создание предметно-пространственной развивающей среды.
3.3 Через психолого-педагогическое сопровождение (Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка)
4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
4.1 Консультации для педагогов
4.2 Открытые мероприятия для педагогов
4.3 Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и педагогических совещаниях.
4.4 Участие в педагогических конкурсах.
5. Валеологического просвещения родителей
5.1 Информационные стенды для родителей, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
5.2 Информационные стенды о медицинской профилактической работе с детьми;
5.3 Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
5.4 Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
5.5 Мастерклассы
6. Формирования внутренней картины здоровья ребенка
6.1 Интеллектуальный (система знаний)
6.2 Эмоциональный (мотивация к ЗОЖ)
6.3 Поведенческий (навыки ЗОЖ)
II. Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике.
III. Использование информационно-комуникативных технологий.
IV. Использование личностно-ориентированных технологий для улучшения психоэмоционального состояния детей.
V. Использование технологии «Портфолио дошкольника» для воспитания чувства гордости за собственные достижения, значимости своей индивидуальности.
3. Приемы, формы и методы организации образовательного процесса
Работа с детьми ведется в нескольких направлениях:
1. Комплексы ООД познавательной направленности по циклам:
- Мое тело;
- Мое здоровье (болезни, травмы);
- Правила здорового образа жизни;
- Правила здорового питания.
В качестве ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки здорового образа жизни.
Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.
Экскурсии, наблюдения, беседы познавательного характера, рассматривание иллюстраций и картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, опыты и эксперименты.
Большую роль играет использование в работе ИКТ для более наглядной демонстрации. (слушание песен, просмотр видеозаписей, презентаций, мультфильмов о спорте, здоровье, здоровом образе жизни, проведение викторин и открытых мероприятий).
Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике. Используются как долгосрочные групповые проекты («Мое здоровье», «Как победить инсульт знают даже дети», так и индивидуальные краткосрочные проекты («Один прекрасный осенний день», «Где живет молоко», «Моя каша», «Гимнастика», «Первая помощь», «В здоровом теле здоровый дух»)
Комплекс физкультурно - оздоровительных мероприятий (Разные формы ООД по физической культуре, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, утренняя гимнастка, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, оздоровительный бег, физкультминутки и др.)
Комплекс мер закаливающей направленности (Прием воздушных и солнечных ванн, обширное умывание, закаливание носоглотки, ходьба по дорожкам здоровья, сон в трусиках, сон с открытым окном (теплое время года)и др.) Все мероприятия разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, максимально используется с музыкальное и ритмическое сопровождение, нетрадиционное оборудование.
4. Реализуемая система работы привела к устойчивым положительным результатам:
- снижение заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности детей;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
- стабильно высокие результаты освоения детьми программного материала образовательной программы дошкольного учреждения.
Вывод
Таким образом системный подход к организации познавательно-оздоровительной работы и использование инновационных технологий эффективно способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, дают позитивную динамику уровня физической подготовленности, снижения заболеваемости, сформированности у детей и остальных участников проекта осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких. Позволяет повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах здоровьезбережения.