Светлана Чумакова
Консультация для педагогов «Современные инновационные образовательные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Новотроицка Оренбургской области
Современные инновационные образовательные технологии
Подготовила: Чумакова С. В.
Воспитатель высшей категории
2024-2025 гг.
Современные технологии воспитательной работы
Отечественная педагогическая наука и практика всегда уделяли серьёзному внимание воспитанию, опираясь на духовные и нравственные ориентиры, заданные историей и культурой страны.
Важность воспитания признается в ракурсе определения национальной политики и обеспечения национальной безопасности, требующих защиты духовных и нравственных ценностей «Стратегия национальной безопасности РФ». Современное образование считает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.
Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников. Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
• Научно обоснованные социализированные требования
• Передача социального опыта
• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
• Социализированная оценка ученика
• Организация творческого дела
• Создание ситуации успеха
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
Инновационные воспитательные технологии:
• создание детско-родительских объединений внутри школы;
• телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
• коллективное творческое дело (КТД);
• информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
• нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
• социальное проектирование;
• организационно-деятельностные игры (ОДИ);
• технология исследовательской деятельности;
• технология социально-педагогического диагностирования ;
• технология программирования;
• технология реализации плана;
• технология разноуровневой дифференциации;
• модульная педагогическая технология;
• технология проектов;
• технология дидактической игры;
• здоровьесберегающая технология;
• личностно- ориентированная технология;
• экологообразовательные;
• кейс – технологии;
• арт-технологии;
• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
• групповая проблемная работа (разработка проектов);
• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
• диалог «педагог- воспитанник»;
• тренинг общения;
• «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
• это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
• это создание благоприятного психологического климата;
• это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
• Совместное решение о проведении дела;
• Коллективное планирование;
• Коллективная подготовка;
• Проведение дела;
• Коллективный анализ;
• Результат.
КТД известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня»:
Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:
• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);
• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель, поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д. ;
• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;
• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?
Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Вот некоторые виды коллективных дел:
• Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
• Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
• Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
• Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
Интерактивные технологии и методы:
• метод карусели;
• эвристическая беседа;
• дискуссии, дебаты;
• конференции;
• деловые игры;
• технология полноценного сотрудничества;
• технология моделирования, или метод проектов.
ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.
Цель технологии:
• разработка,
• принятие организационных решений,
• прояснение,
• обсуждение.
Проектная технология - организация исследовательской деятельности.
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т. д.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т. п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п., социальная мобильность, навыки командной работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:
описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;
набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы, выдаваемых ученику для самостоятельной работы.
Главной особенностью метода «кейс-стади» изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.
Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:
• аналитические;
• практические;
• творческие;
• коммуникативные;
• социальные;
• самоанализ.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучающихся
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим, еще одну инновационную технологию.
АРТ-ПЕДАГОГИКА - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывает влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Очень интересна ШОУ - ТЕХНОЛОГИЯ.
Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал», соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности, проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену», коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
Достоинства ТОК-ШОУ:
• обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
• аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
• ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
• в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
• особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.
Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
• повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
• повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
• осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
• развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
• развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
• развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
• развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
В классе организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное, патриотическое обогащение личности и коллектива в целом.
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.