МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Современные инновационные образовательные технологии»

Светлана Чумакова
Консультация для педагогов «Современные инновационные образовательные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Новотроицка Оренбургской области

Современные инновационные образовательные технологии

Подготовила: Чумакова С. В.

Воспитатель высшей категории

2024-2025 гг.

Современные технологии воспитательной работы

Отечественная педагогическая наука и практика всегда уделяли серьёзному внимание воспитанию, опираясь на духовные и нравственные ориентиры, заданные историей и культурой страны.

Важность воспитания признается в ракурсе определения национальной политики и обеспечения национальной безопасности, требующих защиты духовных и нравственных ценностей «Стратегия национальной безопасности РФ». Современное образование считает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.

Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников. Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

• Научно обоснованные социализированные требования

• Передача социального опыта

• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

• Социализированная оценка ученика

• Организация творческого дела

• Создание ситуации успеха

Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

Инновационные воспитательные технологии:

• создание детско-родительских объединений внутри школы;

• телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

• коллективное творческое дело (КТД);

• информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

• нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

• социальное проектирование;

• организационно-деятельностные игры (ОДИ);

• технология исследовательской деятельности;

• технология социально-педагогического диагностирования ;

• технология программирования;

• технология реализации плана;

• технология разноуровневой дифференциации;

• модульная педагогическая технология;

• технология проектов;

• технология дидактической игры;

• здоровьесберегающая технология;

• личностно- ориентированная технология;

• экологообразовательные;

• кейс – технологии;

• арт-технологии;

• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

• групповая проблемная работа (разработка проектов);

• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

• диалог «педагог- воспитанник»;

• тренинг общения;

• «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

• это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;

• это создание благоприятного психологического климата;

• это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:

• Совместное решение о проведении дела;

• Коллективное планирование;

• Коллективная подготовка;

• Проведение дела;

• Коллективный анализ;

• Результат.

КТД известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня»:

Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:

• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);

• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель, поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д. ;

• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;

• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?

Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.

Вот некоторые виды коллективных дел:

• Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

• Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

• Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)

• Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).

Интерактивные технологии и методы:

• метод карусели;

• эвристическая беседа;

• дискуссии, дебаты;

• конференции;

• деловые игры;

• технология полноценного сотрудничества;

• технология моделирования, или метод проектов.

ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.

Цель технологии:

• разработка,

• принятие организационных решений,

• прояснение,

• обсуждение.

Проектная технология - организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т. д.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т. п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п., социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы, выдаваемых ученику для самостоятельной работы.

Главной особенностью метода «кейс-стади» изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.

Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:

• аналитические;

• практические;

• творческие;

• коммуникативные;

• социальные;

• самоанализ.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучающихся

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Рассмотрим, еще одну инновационную технологию.

АРТ-ПЕДАГОГИКА - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывает влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Очень интересна ШОУ - ТЕХНОЛОГИЯ.

Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал», соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности, проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену», коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

Достоинства ТОК-ШОУ:

• обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

• аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

• ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

• в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

• особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.

Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

• повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

• повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

• осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

• развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

• развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);

• развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

• развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).

В классе организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное, патриотическое обогащение личности и коллектива в целом.

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Современные инновационные образовательные технологии»
Опубликовано: 15 января 2025 в 15:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Современные инновационные образовательные технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чумакова (УИ 1843167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД