Марина Харламова
Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Составление рассказа «Веселое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа «Веселое настроение».
Программные задачи: связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; развивать умение определять предмет по его основным признакам. Воспитывать умение чувствовать красоту языка, стремиться говорить правильно и красиво. Учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Развивать чувство юмора.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Предварительная работа: словесные дидактические игры по теме «Синонимы и антонимы», составление рассказов и сказок на предложенную тему.
Методы и приемы: словесный, практический; напоминание, беседа, рассказывание, упражнения, игра.
Ход:
1-2. Мотивация и постановка цели. Воспитатель напоминает, что недавно был праздник 1 Мая.
-Вспомните, какое настроение было в этот день (праздничное, веселое, радостное, бодрое).
А если у человека не очень хорошее настроение? Каким словом можно назвать такое настроение?
Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое. Невеселое, унылое настроение бывает, напри-
мер, оттого, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. В нем как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого плохое. А потом поговорим о противоположных понятиях. Но вы ребята веселые, бодрые и у меня будет для вас задание: составить рассказ «Веселое настроение». В конце нашего занятия поиграем в словесные игры: «Задумай слово» и «Ручка-ножка».
3-4. -Итак, послушайте стихотворение «Какое сегодня утро» М. Щеловановой:
— Какое сегодня утро?
— Сегодня плохое утро.
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
— Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
— Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
-Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? Плохое утро — хорошее утро, скучное утро — веселое утро. Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? Хмурый, серый, пасмурный день. При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.
- А когда светит солнце, как мы называем такой день? Солнечный, ясный.
-Составьте рассказ на тему «Веселое настроение».
-Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? Легкое. Что еще может быть легким? Легкая задача, легкий груз, легкий ветер. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек
несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан? Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?» Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? Нетрудная, несложная, простая. А если задача не легкая, то какая она? Трудная, тяжелая, сложная. Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? Тяжелый. Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? Сильный. Вот какое это слово — легкий. Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, смыслу, слово будет. тяжелый. Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова. тяжелая, трудная, сложная. Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет. сильный. Послушайте, что я вам расскажу. Я слышала, как один маленький мальчик сказал другому: «Посмотри, у лошади два хвоста! Один
хвост впереди, на шее, а другой — сзади, на спине». Какое слово не знал мальчик? Слово грива.
Гимнастика «Гномик».
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперёд - «ищем пропажу»)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте)
Где искать ему пропажу (Ходьба на месте)
Игра «Задумай слово»
- Слова нужно задумывать всем знакомые, понятные. Тот, кого я вызову, скажет, что обозначает задуманное слово. Но сначала отгадайте, какое слово задумала я: комната, где занимаются
ученики в школе. Что это? Класс. А вот еще: маленький упругий шар для игры (мячик).
Если дети отвечают «мяч», нужно подчеркнуть: я сказала маленький. Далее слова задумывают дети.
Игра «Ручка-ножка»
- У белки и волка — лапы, у мамы и папы — руки, а если одна — то рука. У ребенка — ручка.
Отгадайте загадки:
Всем, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Ручку подает. (Дверная ручка.)
Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка —
Самопишущая. (ручка).
-Какие предметы называют словом ручка? Что можно делать ручкой? Писать, махать. За ручку можно. держать. Назовите предметы, у которых есть ручка. Сумка, авторучка, чашка, зонтик, сковородка, холодильник, кастрюля, ящик у стола, дверь. Послушайте пословицу: «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Что означают образные выражения: «золотые руки», «мастер на все руки»(Дети рассуждают) Отгадайте загадки:
В лесу на одной ножке
Выроста лепешка.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)
У кого одна нога,
Да и та без сапога (Кочерга.)
Стоит матрешка на одной ножке.
Закутана, запутана. (Капуста.)
Четыре ноги, а не ходит. (Стол.)
-Какие еще предметы имеют ноги? Про что мы говорим «ножка»? У дивана, стула, у ребенка, куклы, у гриба. У всех этих предметов есть. ножки. Что общего у этих предметов? Чем они отличаются? Какие предметы имеют ножки? Стол, стул, шкаф, диван, гриб, сороконожка.
5. Рефлексия. Что было самым интересным сегодня? Какие игры запомнили? Что было сложным?