Анастасия Ломакина
Технологическая карта занятия «Рассказ по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи.
Ф. И. О. участника: Ломакина Анастасия Вячеславовна
№участника:
Тема занятия: Рассказывание по картине «Зайцы в зимнем лесу»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: Продолжение формирования у детей навыков рассказывать по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.
Темочки:
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом; воспитывать интерес к жизни животных.
Развивающие: Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать моноло-гическую речь
Способы: загадка, вопросы к детям, худ. слово, рассказ по мнемотаблице;
Средства: Картина «Зайцы в зимнем лесу», мнемотаблица.
Словарная работа: Заячья, заячьи, Заячьей,
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши,косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные; заучивание физкультминутки «Зайка серенький сидит» (Е. Железнова); работа по мнемотаблице
Форма организации: фронтальная
1. Организационно-мотивационный этап
Задачи: Заинтересовать детей к предполагаемой деятельности.
-Ребята, я приглашаю вас встать в круг.
Приветствие:
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Другу отдали и улыбнулись!
-Ребята,мы свое тепло, любовь передали друг-другу. И утро стало таким добрым, светлым.
-В это прекрасное утро нам кто-то прислал письмо. Что в нем?
А тут загадка. Слушайте внимательно я сейчас прочитаю:
Загадка.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
-Почему вы думаете, что это заяц? Какой он (Ответы детей: Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.)
-Что заяц умеет делать? (Ответы детей: Прыгает,
быстро бегает)
-Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька? (Ответы детей: Зайчик, зайчонок, зайчишка)
- Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.
- А что мы знаем про этих лесных жителей? (Рассказ ребенка о зайце по мнемотаблице) .
-А сейчас я вам покажу как нужно рассказывать по ней.
Зайцы живут в лесу,
У зайца есть 4 лапы,
У них пушистая шерстка
Зимой зайцы-белого цвета,
А летом серого,
Зайцы любят молочко
А также кушают –капусту, морковку и травку
Зимой- маленькие ветки и кору деревьев.
(образец воспитателя)
А теперь вы попробуйте рассказать по очереди.
2. Основной этап.
Задачи:
Закрепить умения придумывать название для картины и анализировать ее -
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть картину и составить по ней рассказ.
-Как её можно назвать?(Зайцы зимой», «Зайцы в лесу», «Зима в лесу»).
Какое время года изображен на картине? (Зима)
Кого мы здесь видим? (зайцев)
Что еще нарисовал художник? (Деревья,дома,следы зверей)
- Что мы видим позади зайцев? (Дома)
- Что мы видим на переднем плане картины? (Много следов больших и маленьких,зайцев)
- Как вы думаете кому принадлежат эти следы? (Зайцам)
- Какая шерстка у зайцев? (Пушистая)
- Кто догадался, какое время суток изображено на картине? Почему вы так считаете? (Небо темное-вечер)
Обратите внимание на небо. Какого оно цвета?
Правильно небо темное- по этому вечер!
-Один заяц спокойно грызет кору, а почему другой встал на лапки? (сторожит)
-Заяц насторожился. Страшно ему, прислушивается, осматривается нет ли опасности. Ведь охотников поймать зайца зимой много, как вы думаете кто это? (Лисы,волки)
Чем занимаются другие зайцы, на заднем плане картины?
2.1. Этап постановки проблемы.
задачи:
-Познакомить детей с персонажами изображенных на картине.
- А теперь попробуем составим рассказ по этой картине!
Вечер был темный, на улице было тепло или холодно? (Холодно)
-правильно, холодно.
Идет снег? (Да)
Да, идет снег и все покрыто снегом и деревья, и земля.
Зайцы бегали по лесу голодные? (Да)
и что они нашли поесть? (кору на деревьях)
Да они грызли кору деревьев.
Какая у них шерстка? (Пушистая)
Правильно пушистая, густая, и в сильный мороз тепло зайцам.
Один спокойно грызет кору, а другой стоит настороже.
Он прислушивается – нет ли по близости кого?
Волка, лисы или других хищников. При малейшей опасности надо успеть спрятаться.
Позади виднеются дома.
Зимой зайцам в лесу не легко живется.
Физкультминутка «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
2.2. Этап восприятия материала
Задачи: Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений.
- Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине
Зимний темный вечер. На улице холодно и идет снег. Все покрыто снегом:и деревья, и земля. Зайцы бегали по лесу голодные и нашли кору на деревьях. Шерсть у них пушистая, густая, и в сильный мороз тепло зайцам. Один спокойно грызет кору, а другой стоит настороже. Он прислушивается – нет ли по близости лисы, волка или других хищников. При малейшей опасности надо успеть спрятаться. Позади виднеются дома. Зимой зайцам в лесу не легко живется. (Рассказ педагога)
2.3. Этап практического решения проблемы
Задачи: Использование накопившихся знаний на практике.
- Ребята, а теперь вы расскажите об этой картине! (По желанию, рассказывают 2-3 ребенка)
- рассказ по частям;
- рассказ целиком.
-Кто хочет?
-Варя хочешь попробовать? Артем и Денис.
-Молодцы,.
3. Заключительный этап
Подведение итогов
рефлексия
-Ребята какие вы умнички!Я считаю что у вас так все хорошо получилось все рассказать!
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
Чей рассказ вам понравился больше?
Мне очень понравилось как составила рассказ Варя.
Что больше всего понравилось?
Что у вас вызвало затруднение?