Маргарита Зайцева
Технологическая карта занятия по экологическому образования «Зимушка-зима»
Технологическая карта занятия по экологическому образованию
Тема: «Зимушка-зима».
Возрастная группа: Подготовительная.
Цель занятия : Расширение представлений детей о зимних явлениях в природе, о состоянии природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные : Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; -Закреплять знания о зимних месяцах.
Публикация «Технологическая карта занятия по экологическому образования „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа: Наблюдение за природой зимой, чтение рассказов о зиме.
Словарная работа: Снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололед, туман.
Материалы и оборудования (средства) : Мультимедийный проектор, презентация.
Способы: Художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы, напоминание, д/и, рефлексия.
Планируемый результат: Расширенные представления детей о зимних явлениях природы.
Форма организации: Фронтальная.
Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?
В это время года Ложится спать природа, Укрывшись белоснежным Пушистым снегом нежным. В снегу деревья и дома, Мы говорим: «Пришла … (зима!». Правильно, зима.
Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.
Ребята, какое сейчас время года? А как вы догадались? Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?
Послушайте и отгадайте загадки:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег, в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.
-Молодцы! Всё правильно разгадали.
-Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.
1 явление: Одеяло белое, не руками сделано, не ткалось, и не кроилось, с неба на землю свалилось (Снег)
2 явление: Завывает за окошком,
ледяною сыпет крошкой.
снегом мягкую постель
стелет по полям …
(Метель)
3 явление: И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
4 явление: Заметает все в пути,
ни проехать, ни пройти.
у метели есть подруга,
звать подружку эту …
(Вьюга)
5 явление: Почему зимой капель?
Потому что. (Оттепель)
6 явление: Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге (Гололед)
Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при замерзании переохлажденного дождя и мороси.
7 явление: Он, как дым, но не опасный,
В нем становится не ясно:
Где же дом, а где же лужа?
Видно все намного хуже.
(Туман)
8 явление: Как называется мелкий дождик зимой? (Изморозь) Мелкий дождик называется изморозь. Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.
9 и 10 явление: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» На крышах и деревьях появляются сосульки Такое состояние погоды называется «Оттепель».
-Молодцы, ребята. Все зимние явления вспомнили.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Физкультминутка:
Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз) Рада снегу детвора (хлопают в ладоши) Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклонили вниз) На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки).
-Ребята, а вы знали, как зимует «природа»?
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.
В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.
А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.
Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.
-Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали?
-что нового ты узнал?
-чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно?
-что тебе было интересно?
-какие зимние явления ты уже знал? А какие узнала сегодня?
Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы.