Москалева Виктория Владимировна
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая группа
Форма организации: групповая, подгрупповая
Словарная работа: исследователь, лаборатория
Материалы и оборудование: весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха.
Тема занятия: Волшебные свойства воздуха. Создание плаката «Свойства воздуха»
Публикация «Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебные свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Культурная практика: Познавательно - исследовательская деятельность
Культурно-смысловой контекст: Создание плаката- схемы «свойства воздуха»
Цель: Развитие представлений детей о свойствах воздуха через экспериментирование и создание плаката в познавательно- исследовательской деятельности.
Образовательные задачи
Обучающие:
- Получить информацию о свойствах воздуха в процессе опытной деятельности
- Узнать о том, что воздух невидимый, имеет вес, двигается, не имеет запаха
- Составить плакат о свойствах воздух, используя схематичные карточки.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность при экспериментировании с и воздухом и делать выводы, обосновывать суждения.
Воспитательные:
-Оценить результаты совместной работы по созданию плаката.
- Воспитывать поддержку и интерес в совместной деятельности
Планируемые результаты:
- Анализируют полученную информацию о свойствах воздуха на основе проведённых опытов
- Демонстрируют способности в составлении плаката.
- Делают выводы, обосновывают свои суждения в ходе участии в опытной деятельности
- Оценивают результат совместной деятельности.
Этапы:
1. Мотивационный этап
Деятельность педагога:
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!»
Как вы думаете, что это?
(Воздух)
Воспитатель спрашивает, что дети знают о воздухе и задает вопросы:
- Какой воздух?
- Кому нужен воздух?
- Зачем нужен воздух?
Деятельность детей:
Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы.
Планируемый результат:
Дети демонстрируют свои знания о воздухе.
2. Проблемно-Организационный этап
Деятельность педагога:
Воспитатель сообщает детям, что к ним на занятие пришел гость.
- Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, я встретила Незнайку, он шел и размышлял, о том, что такое воздух и я пригласила его на наше занятие.
Заходит Незнайка.
-Здравствуйте дети, я сегодня пришел к вам на занятие, чтобы разобраться, что такое воздух, вы поможете мне?
Воспитатель спрашивает, что интересует Незнайку.
Незнайка: - Я не понимаю, если воздух существует, почему мы его не видим?
Воспитатель задает детям вопросы:
- Ребята, а как вы думаете, как можно обнаружить воздух?
- Где можно обнаружить воздух?
Воспитатель: Чтобы это узнать, я предлагаю сегодня сделать в нашей группе исследовательскую лабораторию.
А вы знаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
Сегодня мы будем исследователями.
Я приглашаю всех в нашу мини лабораторию, где мы с вами будем проводить опыты.
Деятельность детей:
Дети встречают гостя и вызываются ему помочь.
Планируемый результат:
Отвечают на вопросы Незнайки и воспитателя. Дети отзываются помочь Незнайки, показывают имеющиеся знания.
3. Информационный блок
Деятельность педагога:
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить опыты и узнаем, какие свойства есть у воздуха.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли поймать воздух?
Давайте это проверим!
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Ребята, давайте поймаем воздух. Чем мы можем поймать воздух?
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Правильно, воздух мы не видим, давайте теперь проверим, а правда ли воздух у нас в пакетах. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Незнайка, посмотри, ты видишь воздух? А ты его чувствуешь?
Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Незнайка: Интересно, а имеет ли воздух вес? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Хотите проверить?
Опыт №2 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель берет в руки воздушный шар.
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Воспитатель показывает весы.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Скажите Незнайке, есть ли у воздуха вес?
Воспитатель: Как вы считаете воздух легче или тяжелее воды? Сейчас мы это проверим.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.
Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Незнайка: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: А какие еще бывают пузыри?
Сейчас мы будем мыльными пузырями.
Физкультминутка «Мыльные пузыри».
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки машут – руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать – разводят руки в стороны
Воспитатель: Отдохнули! А теперь давайте продолжим наши опыты.
Незнайка: Интересно имеет ли воздух запах?
Воспитатель: Давайте проверим, попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Воспитатель: А как вы думаете, почему, когда на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами мы это чувствует, хотя у воздуха нет запаха? Сейчас расскажу, воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Незнайка: А что воздух умеете еще и двигаться?
Воспитатель: Ребята скажите, почему, когда на улице плохая погода, деревья колышутся, листья срываются с деревьев и летят по воздуху, почему это происходит?
Воспитатель: Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер?
Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Воспитатель: А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №4 «Движение воздуха»
Возьмите картон, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а зачем нужен воздух? А давайте проверим.
Воспитатель: Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?
Деятельность детей:
Дети проводят опыты вместе с воспитателем и Незнайкой, отвечают на вопросы.
Планируемый результат:
Дети при проведении опытов узнают новую информацию, анализируют и делают выводы. Проявляют интерес к исследовательской деятельности.
4. Аналитико-практический блок
Деятельность педагога:
Воспитатель делит детей на две группы и предлагает создать плакат-схему по свойствам воздуха с помощью небольших схематичных рисунков со свойствами воздуха.
Деятельность детей:
Дети создают плакат- схему по свойствам воздуха.
Планируемый результат:
Дети используют полученные знания для создания плаката-схемы.
5. Оценочный блок
Деятельность педагога:
Воспитатель предлагает детям представить свои плакаты-схемы и еще раз рассказать Незнайке, какие свойства имеет воздух.
Деятельность детей:
Дети показывают и демонстрируют свои плакаты- схемы, повторяют полученные знания.
Планируемый результат:
Дети оценивают результаты своей деятельности, делают выводы и закрепляют свои знания.
6. Рефлексивный блок
Деятельность педагога:
Воспитатель задает вопросы:
- Что мы сегодня делали?
-Чего мы сначала не знали?
-Какой способ нам помог справиться с затруднением?
-Что было самым интересным?
-Что было самым трудным?
Деятельность детей:
Дети отвечают на вопросы.
Планируемый результат:
Дети оценивают проведенное занятие и его результативность, делают выводы.