Мишнева Дарья Евгеньевна
«Научим мишку дружить». Технологическая карта занятия по ознакомлению с социальным миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия: «Научим Мишку дружить»
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Цель занятия: закрепление понятия «дружба», формирование дружеских взаимоотношений в группе
Задачи занятия:
1. Образовательная: знать правила дружеских отношений, иметь представление о разрешениях конфликтных ситуаций.
2. Развивающая: уметь оценивать свои поступки и поступки других людей.
3. Воспитательная: уважительно относиться к сверстникам, внимательно слушать воспитателя
Словарная работа: дружба
Планируемый результат занятия: дети знают правила дружеских отношений, имеют представление о разрешениях конфликтных ситуаций, умеют оценивать свои поступки и поступки других людей, уважительно относятся друг к другу
Подготовительная работа: беседа о дружбе, о том, что такое хорошо и, что такое плохо, чтение художественной литературы по данной теме
Материалы и оборудование: колокольчик, игрушечный медведь, иллюстрации конфликтных ситуаций между Мишкой-Ежиком, Мишкой-Зайцем.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап
- Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
-Давайте начнем наше занятие с улыбки друг другу.
-Возьмите за руки тех,
Кто стоит рядом с вами,
Ощутите тепло рук ваших товарищей.
- Пожелаем всем доброго утра.
- Ребята а как вы думаете, что такое дружба? Словесный метод: художественное слово Обращают внимание на воспитателя, встают в круг.
Улыбаются друг другу.
Берутся за руки
-Доброе утро!
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей
форме.
-Есть ли у вас друзья? (поднимите руки у кого есть)
- Зачем нам нужны друзья?
- Каким должен быть настоящий друг?
- К нам в гости, ребята, пришел Мишка.
-Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,
Никого не замечая, песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш мишка злой
Мы не знаем сами?
- Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
- Я раскрою вам секрет, Мишка поссорился со своими друзьями
- Как мишке можно помочь?
- Нужно объяснить Мишке правила дружбы.
- Когда люди (дети) проводят время вместе (играют друг с другом, не ссорятся, помогают друг другу, доброжелательно (хорошо) друг к другу относятся.
Поднимают руки те дети, у которых есть друзья.
- Вместе играть, помогать друг другу.
- должен прийти на помощь, быть вежливым, делиться игрушками.
(Рассматривание медведя)
- у него плохое настроение, он поссорился с другом
- Помочь помириться друзьям, научить Мишку дружить. Дети вникают в проблему и имеют интерес решить её
2.2 Этап ознакомления с материалом. Рассказать и обсудить с детьми историю, обсудить первое правило дружбы - (показ иллюстрации)
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!».
- Что произошло, что друзья не поделили?
- Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
- Ребята, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
- Почему плохо ссориться?
-Как нужно было поступить Мишке, чтобы не поссориться с другом?
Запомни Мишка первое правило дружбы: умей договариваться, умей уступать.
Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья».
-Не поделили качели
- Ежик не уступил Мишке качели
- Плохо
- Испортится настроение и у тебя и у друга, друг больше не будет с тобой дружить.
-уступить качели, договориться
2.3 Этап практического решения проблемы Обсудить с детьми второе правило дружбы Физкультминутка «Если есть хороший друг»
Настроение упало, дело валится из рук
Но еще не все пропало
Если есть хороший друг
С делом справимся мы вместе
С облегчением вздохнем
Настроение поднимаем
Все обиды отряхнем
Игра «Хорошо-плохо»
- Сыграем в игру «Хорошо – плохо».
Слушаем правила игры. Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший - хлопайте в ладоши, если плохой – топайте.
(«ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
- А вот еще такая история приключилась с нашим Мишкой (показ картинки)
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
- Как – бы в этой ситуации поступил друг?
- Мишка, запомни второе правило дружбы: Помогай другу
- Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?
- Вот таким простым правилам дружбы мы научили Мишеньку.
- Давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:
- И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы сюда добавили?
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
-Поиграем
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да!
Мы научимся играть?
Да-да-да!
Другу будем помогать?
Да-да-да!
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет!
А улыбку подарить?
Да-да-да!
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать?
Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да!
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да! (Дети внимательно слушают воспитателя и обсуждают ситуации)
- Друг помог бы
- Да (развязываем друг другу шарфики и т. п.)
1. Умей договариваться, уступать, делиться.
2. Помогай другу.
- Умей попросить прощения, если был не прав, мириться, быть вежливым и т. д.)
Дети соотносят поступки с общепринятыми этическими нормами, решают проблему
3 Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки -Ребята, какие вы молодцы! Кто приходил к вам в гости? Как мы помогли мишке? О чем ему рассказывали? Что для вас было сложным? Что больше всего запомнилось? Ребята, мишка благодарит вас за помощь и прощается с вами. До новых встреч! Словесный: беседа, вопросы, разъяснение, оценка деятельности детей, похвала Дети слушают выводы педагога, выражают свои мнения. Дети ответили на все вопросы, заданные воспитателем. Выполнили задание правильно