Асанжанова Жанара Джумановна
«Пересадка комнатных растений». Технологическая карта занятия по организации трудовой деятельности в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по организации трудовой деятельности в природе
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия: «Пересадка комнатных растений»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Создать условия для формирования у детей трудовых навыков по пересадке комнатных растений.
Задачи:
обучающие (технические и изобразительные для продуктивной деят-ти): обобщить и закрепить знания о комнатных растениях, обеспечить усвоение дошкольниками важнейших приемов и трудовых навыков по пересадке растений (перевалка, пересадка, обновление верхнего слоя).
развивающие: развивать интерес к цветоводству.
воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность в работе, терпение, заботливое отношение к растениям.
Словарная работа: дренаж, кашпо, перевалка.
Планируемый результат занятия: у детей сформируется навык пересадки комнатных растений.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, беседа «Зачем цветку новый домик?», работа по уходу за комнатными растениями в уголке природы, зарисовка схемы полива.
Материалы и оборудование: комнатные растения, резиновые перчатки и фартуки, кашпо, бирочки, ручки, ложки и совки, цветные нитки, календарь природы, алгоритм выполнения деятельности, жетоны трех цветов.
расстановка столов:
подготовка педагога к мероприятию: заранее расставлены столы, приготовлено необходимое оборудование и алгоритмы действий.
количество детей, из них мальчиков и девочек: 25 детей (14 мальчиков, 11 девочек).
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап создать условия для мотивации детей на деятельность Ребята, отгадайте загадку?
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения) -Загадка Дети слушают
Дети отгадывают загадку Дети заинтересованы
2.
2.1. Этап постановки проблемы обобщить знания о комнатных растениях, развивать интерес к цветоводству. Какие растения у нас растут в группе? (Комнатные).
- Почему эти растения называют комнатными? (Растут в помещении, комнате)
- В чем растут комнатные цветы? (В цветочных горшках, кашпо).
Ребята, посмотрите, вот два горшка. Чем они отличаются друг от друга? Горшок, в котором нет отверстия называется кашпо.
Кашпо — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.
- Для чего нам нужны комнатные растения и источником чего являются комнатные растения?
-Правильно.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Комнатное растение требует правильного ухода за ними. Ребята, вспомните, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Правила ухода за комнатными растениями:
1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Комнатное растение требует не только правильного ухода за ними, но и пересадки. Самым благоприятным временем для пересадки, является весна. Растению требуется пересадка, когда его корни полностью заполнили горшок. Сейчас мы с вами об этом поговорим. -Беседа
-Демонстрация Дети слушают
Дети отвечают Дети повторяют правила ухода за комнатными растениями, обобщают знания о них
2.2. Этап ознакомления с материалом обеспечить усвоение дошкольниками важнейших приемов и трудовых навыков по пересадке растений (перевалка, пересадка, обновление верхнего слоя,
воспитывать внимательность, аккуратность в работе, терпение, заботливое отношение к растениям. -Ребята существует три вида пересадки растений.
1. Перевалка
2. Обновление верхнего слоя земли
3. Пересадка
Чтобы они прижились на новом месте, необходимо знать основные правила этой процедуры пересадки растения (говорит и показывает)
Пересадка. Нужно вытащить растение из горшка, рукой аккуратно счистить часть земли. Предварительно готовите горшок, в который собираетесь пересаживать растение: устилаете его дно дренажем, насыпаете слой грунта, но не до краев. Растение в новый горшок ставите вертикально, и, удерживая его, досыпаете и уплотняете землю вокруг него. Сразу после этого его желательно будет полить.
Перевалка. Вытаскиваете растение из горшка вместе с комом земли, стараясь его не повредить. В новый горшок кладете слой дренажа и тонкий слой земли (1,2-2,5 см) и помещаете сверху только, что вытащенное растение с землей. Далее поступать как при обычной пересадке.
Обновление верхнего слоя земли. Если нет возможности пересадить растение (например, оно слишком крупное, можно поступить так: разрыхлить и убрать верхний слой грунта и заменить его новым.
Мы с вами узнали какие есть способы пересадки комнатных растений, а сейчас закрепим наши знания на практике. -Показ
-Рассказ воспитателя
-Демонстрация приемов работы
Дети слушают
Дети отвечают
Дети усвоили новый материал и готовы к практической деятельности
2.3. Этап практического решения проблемы Практическая часть: «Пересадка комнатных растений».
Прежде, чем приступить к практической работе, давайте подумаем какой вид пересадки нужен данному растению. Ребята, проходите к окну, и внимательно рассмотрите наши растения.
Перевалка – растение выросло с этого горшка;
Пересадка – растение болеет, нужно заменить грунт;
Обновление верхнего слоя – верхний слой покрылся белым налетом, а это значит, на поверхности почвы собралась соль.
После изложения нового материала ребятам предлагается распределить трудовые задачи и с целью закрепления материала провести пересадку комнатных растений.
Перед проведением практической части проводится инструктаж по технике безопасности.
• Пересадку растений выполнять в перчатках с помощью инструментов (совков, лопаточек и т. п.);
• Постоянно поддерживать порядок и чистоту рабочего места;
• Запрещается трогать и пробовать на вкус растения;
• Убедиться в целостности емкостей, в которых растут растения (горшки, кадки и т. п.); наличии и исправности рабочего инвентаря.
Ребятам предлагается надеть резиновые перчатки и фартуки.
Практическая часть проходит под индивидуальным контролем педагога.
Как правильно пересаживать здоровое растение?
Действуем по следующей схеме:
1. Возьмите новый горшок и закройте дренажное отверстие черепком (выпуклой стороной кверху).
2. Засыпьте на дно дренаж (песок, слоем 1.5-2 см).
3. Насыпьте слой земли (1.5 – 2.5). Её потребуется такое количество, чтобы установленный в горшке корневой ком был в итоге полностью прикрыт землёй и до края горшка ещё оставалось 1-2 см. (таким образом мы оставляем место для полива).
4. Вытащите растение из старого горшка и аккуратно удалите часть земли рукой, стараясь не повредить корни.
5. Поставьте растение ровно в центр горшка, равномерно разместить корни в горшке.
6. Придерживая растение одной рукой, другой рукой (можно совком или ложкой) понемногу досыпьте землю и уплотните её.
7. Заполнив необходимое пространство, уже пальцами обожмите по периметру горшка землю.
8. Поставьте растение на поддон.
9. Полить растение.
После проведения практической работы дети приводят в порядок свои рабочие места и моют руки с мылом. Педагог хвалит детей за проделанную работу.
Рассматривая с детьми пересаженные растения, воспитатель предлагает им запомнить день, когда они посажено. Можно сделать пометку в календаре природы или повесить на горшки бирочку с датой.
Наблюдая за растениями, дети увидят, что через определенное время они снова начнут расти.
Воспитатель: А как можно узнать, что растение начало расти? (На нем появились новые листочки).
Можно пометить самые верхние листики, легонько привязав цветные ниточки.
-Давайте Проговорим вместе с детьми порядок выполнения работ по пересадке растений:
1. Подготовить почву.
2. Выбрать растение для пересадки.
3. Подобрать горшок.
4. Насыпать в горшок дренаж.
5. Достать растение из горшка.
6. Поместить растение в большой горшок.
7. Полить почву с растением.
8. Поставить горшок с растением в затенённое место.
Вы прекрасно справились, практическим заданием. -Практическая работа
-Помощь взрослого
-Объяснение и показ
-Воспитатель помогает детям, при необходимости -Дети самостоятельно выбирают инвентарь из предложенного в соответствии с трудовой задачей, которые дети распределили самостоятельно
- выполняют практическую работу
-Дети просят о помощи взрослого, помогают друг другу
Дети выполнили практическую работу
3. Заключительный этап закрепить знания о комнатных растениях Рефлексия
- Что вы нового узнали сегодня на нашем занятии?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось делать? (ответы детей).
-А у кого получилось лучше всего?
Ребятам предоставляется 3 жетона разных цветов: красный, жёлтый, зелёный.
По окончанию занятия ребёнок должен выбрать один жетон любого цвета.
Красный – занятие понравилось.
Желтый – не совсем понравилось.
Зелёный – не понравилось. -Беседа
-Самоанализ Дети слушают
Дети отвечают, дают оценку деятельности Дети довольны работой