Алла Костырко
Технологическая карта занятия по окружающему миру «Дикие животные Севера. Белые медведи»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по окружающему миру
ФИО: Костырко Алла Ивановна
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема занятия : дикие животные Севера. Белые медведи.
Возрастная группа: подготовительная «Солнышко» (6-7лет)
Цель занятия : расширение и систематизация знаний детей о диких животных Севера через дидактическую игру и игровые упражнения.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Технологическая карта занятия по окружающему миру „Дикие животные Севера, Белые медведи“» размещена в разделах
- Белый медведь
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Познакомить с типичным представителем животного мира Севера (белым медведем, его внешнем виде, образе жизни и повадках.
2. Формировать первичные представления о принадлежности белых медведей к классу млекопитающих животных.
3. Упражнять в умении группировать представителей мира животных по разным признакам : животные холодных и жарких стран.
4. Расширять представления о приспособлении животных Севера (белый медведь) к окружающей среде.
Развивающие: развивать зрительное внимание, способность анализировать, выделять характерные признаки объектов.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, не перебивать друг друга, умение слушать ответы сверстников и дополнять их.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) : выделять называть характерные признаки животных холодных и жарких стран; описать животного холодных (жарких) стран по картинке.
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия : дети познакомились с некоторыми типичными представлениями животного мира Севера (белым медведем, с его внешним видом, с его образом жизни и его повадках; у детей сформировались первичные представления о принадлежности белых медведей к классу млекопитающих; дети сгруппировали представителей мира животных по разным признакам : животные холодных стран и жарких стран; дети расширили представления о приспособлении животных в окружающей среде.
Подготовительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями; рисование животные Севера; составление мнемотаблицы с последующим рассказом; просмотр презентации «Животные крайнего Севера».
Материалы и оборудование: иллюстрация Белого медведя, льдинки из картона, картинки животных, мультимедийная презентация.
Демонстрационный материал: карточки с изображением животных, картинки-схемы, карта земного шара с кармашками для животных, силуэты животных и опорная схема для составления рассказ,
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия Здравствуйте!
«Встанем рядышком по кругу,
Скажем : «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и» Добрый день!».
-Какое у всех замечательное настроение. Желаю вам сохранить его на целый день.
-Ребята послушайте:
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
-Ребята, к нам в группу пришло письмо от экологов, они нас приглашают в экспедицию в холодные страны для изучения животных, которые там живут.
Чтобы туда отправиться, нам нужно собрать информацию об одном животном, а о каком, вы узнаете из загадки:
Здесь холодный океан.
Плывёт на льдине капитан.
Он в белой шубе, он лохмат
Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь)
-Ребята, путь предстоит не ближний, и как же мы с вами доберемся до Северного полюса? – (на самолете).
Правильно ребята! На северный полюс можно добраться только на самолете, потому что между нами находится океан и ледники.
Предлагаю вам сесть в самолет и отправиться в наше путешествие.
Уважаемые пассажиры!
Пристегните ремни!
Завести моторы! Взлет!
Наш самолет пролетит над холодными странами.
Мы с вами сделаем посадку в центре Арктики.
Итак ребята, наш самолет подлетает к Арктике.
В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники.
Ну вот мы с вами и прибыли. Ребята, климат здесь очень холодный, интересный и можно сказать сказочный. Длинная холодная длится целых полгода, а лето здесь очень холодное. Летом здесь полярный день. Несколько месяцев круглые сутки тут светло. А зимой – долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается. Кругом снег и льдины. Но несмотря на такие условия в этих краях обитают интересные животные.
Ребята, посмотрите, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. Форма: фронтальная
Метод: создание воображаемой ситуации
Приемы: внезапное появление объекта, загадывание и отгадывание загадок,
использование художественного слова
Метод:
демонстрация слайдов
Приемы:
Объяснение
пояснение Коммуникативная Дети заинтересованы и организованны к предстоящей деятельности
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Ввести детей в ситуацию затруднения, сформировать проблему в доступной для детей форме. Ребята, как вы думаете, почему белого медведя на снегу совсем незаметно?
Как вы думаете, почему белому медведю не страшны ни мороз, ни ледяная вода?
А как мы с вами можем это узнать?
Что мы с вами будем делать для этого? Форма: фронтальная
Метод: беседа, Прием: вопросы детям Коммуникативная Дети включены в проблемную ситуацию
2.2. Этап ознакомления с материалом
Усвоить знания и представления о диких животных Севера– (белых медведях) Ребята, садимся правильно! Спина прямая, ноги дружат!
Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. Практически все тело белого медведя покрыто густой шкурой белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты.
Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
- Как вы думаете почему? (у него теплая шкура)
Да, Мех медведя почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. От холода белого медведя спасает не столько мех, но и толстый слой подкожного жира, который согревает животное. Все это помогает белому медведю жить среди холодных снегов и вечных льдов. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Охотятся белые медведи в основном, на водоплавающих обитателей Северного Ледовитого океана.
- Как вы думаете чем питаются белые медведи?
-Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
- Как вы думаете почему белый медведь не скользит по люду?
- Да, верно, На подошвах у них находится шерсть, которая оказывает противоскользящий эффект. Огромные когти помогают карабкаться по льду и добывать пищу.
- Ребята, а как белый медведь приспособился жить в условиях холодного климата?
(Белый медведь, как и другие животные, обитает только в том климате, в условиях которого он способен выжить).
Белый медведь хорошо приспособился к условиям жизни на Севере. Длинная густая шерсть с густым подшерстком защищает его от холода и не промокает в воде, кожа зверя остается сухой. Постоянно находясь в холодном климате, белый медведь выработал способность накапливать большие запасы подкожного жира, который уменьшает удельный вес тела зверя и облегчает ему плавание.
- Ребята, еще хочу сказать, что белые медведи не впадают в спячку и устраивают себе берлогу только тогда, когда появляются на свет медвежата. В три месяца они с мамой выходят из берлоги. Медведица – заботливая мама, она все время проводит со своими малышами. Согревает их своим теплом и кормит малышей молоком. Медведицы одни растят медвежат, а папы - медведи охотятся всю зиму и живут отдельно от них. Когда медвежата подрастают, мама –медведица катается вместе с ними с горок, борется, учит их премудростям существования охоты.
- Ребята, а как вы думаете, как живет белый медведь летом? (ответы детей)
В начале лета начинает разрушаться лед у побережья Арктики. Перед белыми медведями встает выбор : уходить вместе с кромкой дрейфующего льда или остаться на побережье. Белые медведи ежегодно сталкиваются с этой проблемой. Медведи, которые находятся на самом севере ареала, успевают к уходящему льду, но очень много медведей вынуждены проводить несколько месяцев на суще, так как ледяные поля очень далеко и доплыть до них не хватит сил.
- Белые медведи летом ведут привычный образ жизни: они также все время заняты поиском пищи. Уже в середине лета белые медведи начинают худеть Их запасы жира постепенно уменьшаются и наступают трудные времена. В условиях летнего недостатка кормов, белый медведь ест все. К этому времени звери стараются отыскать птиц и их яйца, морскую капусту, растения, ягоды, рыбу.
-Нелегко приходится самкам с маленькими медвежатами. Конечно, малыши быстро растут после выхода из берлоги, поэтому уже к августу – сентябрю способны много и далеко ходить и есть «медвежью» пищу, помимо молока матери. При это самке нужно добывать больше еды.
-Кроме недостатка пищи, белые медведи летом еще подвергаются и испытанию теплом. Их организм приспособлен для жизни в холоде и из-за толстой шкуры и очень густого меха медведь быстро перегревается, если ему приходиться бежать.
Медвежата там тоже бегают и делают зарядку, резвятся и играют.
- Ребята, давайте и мы с вами поиграем и подвигаемся. Форма: фронтальная
Методы: рассказ педагога
Приё мы: пояснение
разъяснение
указания
объяснение
комментирование
Методы:
беседа
Приемы:
вопросы к детям (репродуктивные, поисковые)
пояснение
Познавательно-исследовательская
Дети усваивают знания и представления о животных холодных стран
2.3. Этап практического решения проблемы Упражнять в умении группировать представителей мира животных по разным признакам : животные холодных и жарких стран
Физкультминутка
Где всюду холод, лёд и тень,
Обнимаем себя за плечи.
Полгода – ночь, полгода день.
Закрывайте глаза, затем открывайте.
Из льда здесь люди строят дом.
Поднимаем руки над головой – «крыша».
И океан покрыт весь льдом.
Ладошками показываете льдинки
Зверей ты здесь почти не встретишь.
Поставьте ладони козырьком над глазами и разводите руки в стороны.
И птиц ты в небе не заметишь.
Делаем махи руками.
Лишь мишка белый, словно иней
Делаем походку медведя раскачиваясь.
Хозяин ледяной пустыни.
Руки на пояс
-Ребята, а давайте с вами вспомним, кто же еще живет на крайнем севере?
-Я предлагаю вам поиграть в игру
Дидактическая игра: «Животные холодных и жарких стран».
Дидактическая задача: выделять называть характерные признаки животных холодных и жарких стран.
Игровая задача: описать животного холодных (жарких) стран по картинке.
Игровые правила: нельзя называть то, что описываешь, и отвечать на вопросы взрослого четко и правильно.
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением животных холодных и жарких стран. Дети описывают изображение животного, не показывая карточку другим детям.
Ребята, на столе лежат карточки с изображением животных, которые живут в холодных и жарких странах. Каждый из вас выбирает одну карточку, затем по одному описывает животное, изображенное на карточке, а другие ребята будут отгадывать.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных холодных и жарких стран.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное. Кто больше отгадал животных, то получает фишку.
Подведение итогов игры: дети отгадывали животных, группировали их по месту обитания (холодные и жаркие страны). Выиграл тот ребенок, который собрал к концу игры большее количество фишек.
Игровое упражнение: ну а теперь ребята, когда мы вспомнили и узнали так много интересного о животных холодных районов земли, я предлагаю вам вспомнить и рассказать о них с помощью вот таких подсказок.
Инструкция: на магнитной доске расположены карта Земного шара с кармашками для животных, силуэты животных и опорная схема для составления рассказа, уточняются значения ее символов. Вам нужно ответить на вопросы по опорной схеме: Кто это? Где живет это животное? Чем питается это животное? Как приспособилось животное к холодному климату? Рассказывая размещаете силуэт с выбранным животным в нужном кармашке. Подходим по одному, выбираем и рассказываем. (Белый медведь – живет на севере, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени, у него густая шерсть с густым подшерстком защищает его от холода и не промокает в воде, кожа зверя остается сухой. Белый медведь, как и другие животные, обитает только в том климате, в условиях которого он способен выжить.
Северный Олень- живет на севере. Северным Оленям приходится не просто, потому что им приходится постоянно добывать для себя пропитание из под толстого слоя снега. Олени хорошо приспособлены к холодному климату, у него хорошо развит волосяной покров.
- Ребята, наша экспедиция подошла к концу! Нам с вами нужно вернуться в группу! Пристегните ремни! Форма: фронтальная
Методы: дидактическая игра
Приемы: выполнение воспитателем различных игровых действий
инструкция
Методы:
игровое упражнение
Приемы: инструкция
объяснение, педагогическая оценка называние объекта рассказывание детьми Двигательная
Игровая Дети группируют представителей мира животных по разным признакам : животные холодных и жарких стран.
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали? Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Что вы сегодня нового узнали?
С какими животными мы с вами познакомились?
О чем мы с вами говорили?
Что вам больше всего понравилось?
В какую игру мы с вами сегодня играли?
О каких животных сегодня вы рассказывали?
Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы ребята!
Спасибо вам большое! Мне очень понравилось с вами работать, надеюсь, мы еще встретимся с вами. Форма: фронтальная
Методы: беседа
Прием: вопросы к детям, педагогическая оценка. Коммуникативная Дети подвели итог деятельности. Обобщили полученный опыт, оценили результат своей деятельности