Говорина Оксана Михайловна
«Подводный мир». Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие
Форма организации: групповая
Тема: «Подводный мир»
Цель: создание коллективной композиции, средствами нетрадиционных техник рисования (рисование поролоновыми печатями, ватными палочками, ладонями, пальцами рук)
Задачи:
Образовательные: называть морских обитателей; использовать традиционные и нетрадиционные техники рисования; самостоятельно выбирать цветовое решение для реализации образа.
Развивающие: развивать технические умения в составлении сюжетной композиции; отвечать на вопросы полным ответом
Дополнительная задача: составлять сюжетную композицию, подбирать и смешивать краски, использовать разнообразные нетрадиционные художественные средства, предоставить свободу выбора при составлении фантастического сюжета морских обитателей
Воспитательные: договариваться, выполнять работу сообща; оценивать результаты своей работы
Материалы и оборудование: интерактивное оборудование: ноутбук, доска, флеш-накопитель; изображения морских обитателей; ватман, ватные палочки, поролоновые печати, кисти, гуашевые краски, цветные карандаши, емкости для поролоновых печатей, непроливайки, простые карандаши, жребия, музыкальная композиция «Шум моря»
Предварительная работа: беседы, просмотр журналов, картинок, отгадывание загадок, малоподвижные игра “Море волнуется”, чтение рассказов о морях и их обитателях.
Планируемые результаты: создание коллективного рисунка сюжетной композиции на тему «Подводный мир»
1 этап
Процесс вовлечения в деятельность.
(дети сидят на ковре, звучит шум моря).
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: шум моря
Ребята, а кто из вас был на море?
Какое оно? (большое, глубокое, голубое)
А какие моря вы знаете?
(Черное, Каспийское, Красное)
Молодцы!
Вот такое море без конца и края
На песчаный берег волны набегают
Перестанет ветер на море сердиться.
Станет видно, кто там, в глубине таится.
Проблемная ситуация:
А я на море не была, но мне очень хотелось бы его увидеть.
Не могли бы вы мне помочь? Как я могу увидеть море? (ответы детей)
Воспитатель: А давайте его нарисуем, но перед этим вспомним с вами, кто живет в море и что растет и тогда я смогу увидеть море.
2 этап
А что растет на дне морском? (водоросли)
Какие они? (длинные, узкие)
Какого цвета? (зеленые)
А как вы думаете, почему они называются водорослями?
Молодцы!
А кто еще у нас живет в морях? (рыбы, медузы, морские ежи, звезды, осьминоги, кораллы)
Хотели бы вы отправиться в путешествие в подводный мир?
А может человек дышать под водой?
Что нам для этого нужно? (маски, акваланги)
Давайте с вами оденем специальные костюмы и акваланги (имитируем одевания костюмов).
(звучит шум моря)
А теперь мы «отправляемся в плавание» представьте, что мы на берегу теплого моря
Мы погружаемся и плывем….
Кто же нам встретился?
Фото на слайде:
1. Медуза
По внешнему виду форма тела медузы напоминает зонтик, колокол или купол. Его размеры в природе бывает разный. От практически микроскопических до 2 метров.
Медуза на 98% состоит из воды, поэтому ее тело прозрачное, а по консистенции похоже на желе. Однако есть некоторые виды, которые светятся в темноте, причем их расцветка очень разнообразная и яркая.
Считается, что медузы намного старше динозавров.
Плывем дальше, и кто же нам плывет на встречу…
1. Морской Еж
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.
И следующий морской обитатель….
1. Морская звезда
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет. У морской звезды, наоборот, из любой части тела вырастает новое животное.
Плывем дальше…
2. Осьминог
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине —
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят
восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.
Ну и конечно же мы, обязательно, в каждом море мы встретим.
1. Рыбы
Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.
А что же растет на дне моря?
2. Водоросли
Это Самые древние растения Водоросли бывают разного цвета: зелёные, бурые, красные. Цвет водорослей зависит от глубины, на которой они находятся. Глубже всех обитают красные водоросли.
Есть настолько маленькие водоросли, что их можно разглядеть только через специальное устройство — микроскоп.
А теперь давайте с вами немного отдохнем и сыграем в подвижную игру «Море волнуется.».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте морская фигура замри.
(Повторить несколько раз)
Ребята в аквалангах заканчивается кислород, надо всплывать на поверхность. (дети эмитируют снятие аквалангов)
Вот мы уже и на берегу.
И теперь, когда вы увидели подводный мир, вы сможете нарисовать его морских обитателей?
Тогда проходим к столу. Сегодня у нас будет сюжетное рисование на тему: «Подводный мир», коллективная работа, все вместе вы будете рисовать морских обитателей, морское дно и морские растения, которых мы с вами встречали во время подводного путешествия.
Обратите внимания, перед вами лежит ватман, на который уже я нанесла синюю гуашевую краску, тем самым изобразив само море, то есть воду и художественные материалы.
Сейчас наша задача, распределить роли, кто и что будет рисовать, с помощью жребия.
(Определенные цвета обозначают ту или иную обязанность. После того, как дети вытянули, я сообщаю, кто и что делает, после, дети просто меняются местами.)
Жребий синего цвета-дети рисуют морское дно, морские камни и водоросли, морских ежей
Жребий красного цвета-дети рисуют медуз и осьминогов
Жребий зеленого цвета-дети рисуют рыбок.
Сейчас я вам объясню и покажу, что и с помощью чего мы можем нарисовать в подводном мире:
1. Начнем с морского дна, на морском дне у нас находятся-камни, водоросли, морские ежи.
Для того что бы изобразить морские камни, вы можете использовать поролоновые печати (показываю поролоновую печать и как ее нужно использовать, для этого у вас есть специальные емкости с красками, туда вы опускаете печать, слегка обмакиваете и наносите уже на ватман. А также камни можно нарисовать с помощью пальцев рук, для этого с помощью кисточки наносим краску на палец (цы) и прикладываете на ватман, так получаются маленькие камешки. С помощью этих печатей, вы также можете изобразить морского ежа, вам останется потом просто дорисовать иголки. Водоросли вы можете изобразить с помощью обычных цветных карандашей, либо с помощью ватной палочки, для этого нужно опустить ватную палочку в краску одним концом и уже нарисовать водоросль (показываю).
2. А вот нарисовать осьминогов и медуз, можно с помощью ладоней, для этого, берем большую кисть, макаем ее в краску и далее наносим краску на ладонь, и затем прикладываем на ватман, у меня осьминог плывет вверх, я ему дорисовываю недостающие щупальцы. Осьминог готов. Тем же способом вы можете нарисовать медузу, просто потом вы можете дорисовать недостающие детали, элементы.
3. Нарисовать рыбок, можно с помощью ватных палочек, поролоновых печатей, даже с помощью пальцев рук.
Сейчас я вам покажу, как с помощью поролоновой печати можно нарисовать рыбку, обмакиваю печать, прикладываю на ватман, затем просто беру цветной карандаш и дорисовываю плавники, гласа, хвостик, рот и т. д. У меня рыбка похожа на рыбу-Ежа, такая же круглая, только еще нужно дорисовать иголки. На этом все.
Давайте вспомним ТБ при работе с художественными материалами:
-Работу выполнять за столом.
-аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
-В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
-При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
-Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
-не толкаться, на друг друге не рисовать
-По окончании работы привести в порядок рабочее место.
-Тщательно вымыть руки с мылом, либо вытереть влажной салфеткой.
Теперь давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику перед работой:
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим
Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним
Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь
Прилетали к ним три утки
По 4 раза в сутки
Руки сложены накрест, взмахи ладонями
И учили их считать:
Разжимать и сжимать кулачки
1, 2, 3, 4, 5
Загибать пальчики, начиная с большого.
Готовы? Напоминаю, сейчас вы рисуете то, что вам выпало по жребию, затем вы будете меняться ролями. Приступаем. Не забываем, что вы работаете дружно, у вас коллективная работа!
(Дети рисуют).
(Прерываю детей на физкультминутку).
Давайте немного отдохнем:
Физкультминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.).
-Продолжаем работу!
-Окончание работы.
Молодцы! Посмотрите какой подводный мир у вас получился, теперь я наконец то увидела, что такое море и кто там живет, спасибо вам!
3 этап
-Какие морских обитателей вы нарисовали?
С помощью чего вы рисовали, какие художественные материалы использовали?
Теперь, я предлагаю вам, глядя на ваш совместный рисунок составить творческий рассказ, я начну его, а вы продолжите (по желанию).