Марина Томина
«Аквариумные рыбки». Технологическая карта занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательные области: Познавательная, художественно - эстетическая
Тема занятия: Аквариумные рыбки
Возрастная группа: Старшая
Цель занятия: Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.
Задачи занятия: Обучающие: Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела. Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами.
Развивающие: Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
Воспитательные: Продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.
Словарная работа: Компрессор
Планируемый результат занятия: Закрепление знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.
Подготовительная работа: рассматривание аквариума; беседа об аквариумных рыбках, о том, как надо ухаживать за ними.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой (на каждого ребёнка, коктейльные трубочки (на каждого ребёнка, плоскостное изображение аквариума, заготовки аквариумов из бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Таблица 1.2
№п/п Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приёмы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1 Организационно-мотивационный этап Организация взаимодействия с детьми
Посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую! Словесный (художественное слово) Слушают воспитателя. Улыбаются друг другу, здороваются. Организовались на занятие.
2 Основной этап
3 Этап постановки проблемы Ввести детей в проблему
- Ребята отгадайте загадку.
На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков (аквариум)
Правильно! Аквариум – это целый подводный мир.
Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? (ответы) Словесный (вопросы, ответы)
Игровой (загадка) Слушают воспитателя, отвечают, отгадывают загадку Настроены на продолжение занятия
4 Этап ознакомления с материалом Знакомство с материалом
Ребята давайте рассмотрим аквариум. (На доске висит плоскостное изображение аквариума).
Также как и мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, это их дом. На дне много разноцветных камушков, ракушек, имеются там и подводные растения. Словесный (пояснение)
Наглядный (показ)
Слушают воспитателя Ознакомились с материалом
5 Этап практического решения проблемы Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб. Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела. Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами.
Какие рыбки живут в аквариуме? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка.)
Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (ответы: аквариумные или декоративные.)
А если рыбы обитают в реке? (Речные)
В озере? (Озёрные)
В море? (Морские)
Зачем на дне нужен песок? Камушки? (В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.)
Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме? (Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат.)
- А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство компрессор, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.
Дыхательная гимнастика:
У вас на столе стоят стаканчики с водой и соломинки, станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха.
Послушайте внимательно правила.
Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.
Что наблюдаете? (ответы: пузырьки)
Откуда взялись пузырьки? (ответы)
Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. По этому принципу работает компрессор в аквариуме.
Ребята давайте снова посмотрим на наш аквариум и ответим на вопросы, которые я вам задам.
Ребята, чем дышат рыбы? (жабрами)
Верно!
Скажите, а кто ухаживает за аквариумными рыбками? (человек)
А как он ухаживает? (кормит, меняет воду, моет камешки, ракушки)
Чем человек кормит рыбок? (кормом для рыб)
Корм бывает сухой – для него ловят мелких рачков, а затем их высушивают.
Ребята, все ли аквариумы одинаковые (нет)
А рыбки одинаковые? (нет)
А чем они отличаются? (формой тела, размером, цветом, разная форма плавников и хвостиков)
А что общего имеют все рыбки? (У рыб есть голова, туловище, плавники)
Что помогает рыбке двигаться в воде? (Хвост, плавники.)
Хвост у рыбки служит рулем, а плавники помогают ей передвигаться в воде.
Ребята, для чего нужна чешуя рыбам? (защищает тело рыбки от различных повреждений)
- Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.
Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас оказаться в нашем аквариуме и немного поплавать? (ответы)
Физкультурная пауза
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала - нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтобы не проглотил. (Убегают) садятся на места
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются.
- Правильно
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.
Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
Ребята, какие вы молодцы, вы так много знаете об аквариумных рыбках.
На столиках у вас лежат заготовки аквариумов и цветные карандаши. Давайте нарисуем в них подводный мир.
- Для того, чтобы начать рисовать, нам надо подготовить наши пальчики (пальчиковая гимнастика
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать
(Медленно сжимают ладони)
Рыбка спину изогнула
(Снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла
(Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
(Снова «плывут»).
-А теперь приступаем к рисованию (самостоятельная деятельность детей) Словесный (вопросы, ответы, беседа, пояснения, указания)
Практический (дыхательная гимнастика, (эксперимент, физ минутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность)
Наглядный (показ)
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, делают дыхательную гимнастику (экспериментируют). Рисуют подводный мир в аквариумах. Закрепили знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб. Закрепили знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела. Научились выделять признаки различия и сходства между рыбами.