Елена К
Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Робототехника. Что такое робот»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока по Технологии
«Робототехника. Что такое робот»
Предмет, тема Технология. Робототехника
Тема урока Что такое робот
Место и роль урока в изучаемой теме 1 урок в разделе «Роботы»
Публикация «Технологическая карта урока технологии в 5 классе „Робототехника, Что такое робот“» размещена в разделах
- Роботы и робототехника. Программирование
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Суть термина робот, кто первый придумал термин, что такое робот-андроид, где применяются роботы. Микропроцессор, как управляют роботом. Первый робот – Луноход. Важные характеристики робота.
Тип урока Урок постановки учебной задачи
Цель
Познакомиться с термином «робот», изучить области применения и виды роботов.
Задачи
Образовательные: создать программируемую модель для демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение использовать различные речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Воспитательные: прививать интерес к алгоритмизации и программированию.
Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные
- знать правила безопасной работы на уроке робототехники;
- иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;
- овладеть основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических систем.
- найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
- развивать навыки учебно – познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- воспитание у обучающихся информационной культуры.
Межпредметные связи Информатика, математика, физика, биология, литература
Формы работы на уроке Фронтальная, групповая
Применяемые оборудование и инструментарий (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Мультимедийный проектор, персональные компьютеры, технологические карты, раздаточный материал.
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1. Организационный момент Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. Настраиваются на учебную деятельность. Формируют навыки самоорганизации
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Уважаемые друзья, в 5 классе мы с вами будем изучать предмет «робототехника».
- Какие у вас ожидания перед началом изучения робототехники в 5 классе?
- Что вы ожидаете узнать на наших уроках?
- Какие знания и умения вы хотите получить?
- Что вам известно уже о робототехнике? Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение и предположения.
Продумывают форму презентации своих ожиданий (графическая, словесная, художественно-изобразительная и т. д.) Развивают навыки целеполагания
3. Сообщение темы.
Постановка учебной задачи
Постановка целей и задач урока Сообщает тему урока.
Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.
- Прочитав тему урока, как вы думаете, что мы будем сегодня рассматривать, изучать, исследовать?
- Какие слова в теме ключевые?
Вопросы запуска постановки учебной задачи:
- Можете ли вы объяснить, что такое робот?
- Можно ли сказать, что вы хорошо знаете и понимаете технику безопасности в компьютерном классе?
Формулирует учебную задачу:
- Выяснить суть термина робот?
Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.
- Что от вас сегодня ожидается на уроке?
- Как бы вы сформулировали задачи урока исходя из темы урока?
- Что необходимо узнать на уроке? Записывают в тетрадь тему урока.
Ключевые слова: робот, робот-андроид, первый робот – Луноход, техника безопасности. Испытывают затруднения при ответе на вопросы. Осознают важность решения поставленной учебной задачи.
Участвуют в формулировании целей и задач урока : понять суть понятия робот; изучить правила техники безопасности и организации рабочего места.
Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу
Самостоятельно планируют пути достижения целей
4. Мотивирование к учебной деятельности Способствует обсуждению мотивационных вопросов:
- Почему необходимо изучать робототехнику?
- Почему важно вспомнить правила техники безопасности?
- Кто несет ответственность за результаты моей работы на уроке?
- Что поможет мне активно работать на уроке? Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. Выражают свои мысли. Развивают навыки само мотивации
5. Работа над темой урока Организовывает обсуждение проблемных вопросов:
- Чего нельзя делать в компьютерном классе?
- Как организовать свое рабочее место?
- Что такое робот?
Предлагает учащимся составить инструкцию по правилам ТБ, которой они будут пользоваться на протяжении учебного года.
Организовывает обсуждение некоторых проблем, связанных с работой за компьютером:
- электромагнитное излучение;
- негативное влияние на зрение;
- отрицательное влияние на осанку;
- негативное влияние на психику.
Что приходит на ум, когда мы слышим слово «робот»? В научной фантастике термин предполагает, что робот имеет человекообразный вид или обладает возможностями человека, но в действительности современные роботы очень мало похожи на людей.
Разновидностей роботов столько же, сколько существует для них видов работ.
Для человекоподобных роботов используется термин андроид.
Термин робот придумал в 1920 году писатель, научный фантаст Карел Чапек, происходит от чешского слова robota, что означает «тяжелая монотонная работа».
Первым промышленным роботом стал Unimate, выпущенный в 1961 году – это механическая рука, использовавшаяся корпорацией, выпущенный в 1961 году – это механическая рука, использовавшаяся корпорацией General Motors при производстве автомобилей. Робот выполнял последовательность действий, которая была записана на магнитный барабан.
Роботы успешно освоили рутинные задания, они особенно удобны при выполнении многократно повторяющихся работ, сложных или опасных для людей.
Сегодня роботов используют при управлении самолетами и поездами, они спускаются на дно океана, работают в космосе, собирают автомобили, охраняют здания, производят микрочипы, помогают спасателям. К 2020 году в медицине и сельском хозяйстве планировалось начать использование микророботов размером меньше сантиметра. Это умные сенсоры (датчики). А еще через 10 лет ожидается появление первых нанороботов, способных строить нужные структуры из молекул и атомов.
Настоящий робот – это машина, которую можно обучить т. е. подобно компьютеру запрограммировать (определить ему набор действий для выполнения разнообразных видов заданий). Машины, которые делают одну работу и не могут быть переобучены, настоящими роботами не являются. Их называют автоматами (микроволновая печь, кофеварка и т. д.)
Действиями робота управляет микропроцессор, запрограммированный в соответствии с заданием. Робота всегда можно перепрограммировать на выполнение нового задания. Иногда про человека, который работает механически и рационально, но неосмысленно, говорят: работает как робот.
На практике роботами можно назвать даже машинку с моторчиками, но при условии, что они реализуют какую-либо последовательность действий (либо самостоятельно следуют по какому-то маршруту).
В жизни всегда существует дата – отправная точка, после которой о событии, явлении или объекте узнает весь мир. В робототехнике тоже есть такая дата, это 17 ноября 1970 года. В этот день самоходный аппарат 8ЕЛ, более известный как «Луноход-1», в составе автоматической станции Е8 №203 впервые в истории человечества достиг лунной поверхности. Всего он проехал 10540 м и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Общая масса его 756 кг.
Робот – это автоматическое устройство для осуществления производственных и других операций по определенной программе.
Итак, робот – это машина
• Отвечает на внешние воздействия;
• Работает по программе.
У робота есть три важные характеристики:
1. Мобильность (быстрая смена видов работ);
2. Универсальность (выполнение большого числа заданий);
3. Автоматизм (после программирования работает автоматически). Принимают участие в обсуждении проблемной ситуации. Предлагают свои идеи. Рассказывают, что им известно о правилах ТБ в компьютерном классе.
Создают инструкцию.
Правила ТБ и гигиены Почему нужно их соблюдать
Недопустимо вскрывать корпус ПК, не отключенного от электрической сети
Нельзя использовать некачественные или изношенные провода, электрические розетки, удлинители и иные электрические аксессуары
Следует располагать электрические провода таким образом, чтобы на них нельзя было наступить при ходьбе или случайно задеть при работе за ПК
Нельзя закрывать вентиляционное отверстие системного блока
Необходимо регулярно мыть руки с мылом
Нужно контролировать расстояние до экрана и правильную осанку и т. д.
Делают записи в тетради.
Формулируют вопросы, которые хотели бы обсудить в группах. Принимают участие в обсуждении.
Придуманные учащимися вопросы Результаты обсуждения в группе
Как избежать влияние электромагнитного излучения?
Как уменьшить вредное влияние монитора на зрение?
Какую высоту должны иметь стол и посадочное место?
Как выявить компьютерную зависимость?
Анализируют сущность понятий: робот, робот-андроид, автомат, микроробот, наноробот.
Анализируют информацию, предоставленную учителем.
Осуществляется обсуждение в группах. Дискутируют. Приводят доводы, которые подтверждают или опровергают высказывание.
Выражают свои мысли в соответствии с задачей.
Анализируют информацию
6. Физкультминутка Следит за выполнением упражнений для снятия напряжения.
Закройте глаза, сильно напрягая мышцы глаз, раскройте глаза, расслабив мышцы.
Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Посмотрите вдаль. Зарядим наши глаза положительной энергией (потрем ладони и приложим их к глазам).
Помассируем мочки ушей, на которых расположены точки, активизирующие энергию нашего организма. Выполняют упражнения.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия Организует подведение итогов урока обучающимися.
Способствует размышлению учащихся над вопросами.
- Что нового я узнал о термине робот?
- С каким трудностями я столкнулся на уроке?
- Можно ли сказать, что я знаю и понимаю правила ТБ и гигиены при работе с компьютером?
- Достиг ли я поставленных целей урока? Подводят итоги своей работы на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию. Отслеживают цель учебной деятельности
8. Домашнее задание Проговаривается домашнее задание, записывается на доске. Выбирают задания, которые будут выполнять дома.
Записывают домашнее задание. Формируют навыки самоорганизации