Зинаида Скороход
Технологическая карта урока по «Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе «Справедливость«
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Урок открытия нового знания
Авторы УМК: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс».
Цель урока : Создание условий для формирования нравственных качеств личности младшего школьника через расширение представлений о справедливости
Оборудование
Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint).
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики».
Образовательные ресурсы:
Публикация «Технологическая карта урока по „Основам религиозных культур и светской этики“ в 4 классе „Справедливость„» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Словари: Словарь Ожегова,Словарь современного русского языка,Словарь Броггауза и Эфрона
Физминутка «Мы делили апельсин»(видео)
Набор карточек «Качества человека»
Рисунки человечков, цветные карандаши
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1. Раскрыть сущность понятия “справедливость”.
2. Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
1. Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
2. Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в прочитанном, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
1. Воспитывать в детях чувство справедливости.
2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового
материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
7 минут Установление контакта с обучающимися.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать.
- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
Сегодня на уроке мы будем беседовать, рассуждать, высказывать своё мнение, слушать мнение других людей, узнавать новое.
А самое главное- хочется, чтобы урок прошёл с пользой для вас.
Начнём с повторения темы прошлого урока.
-С какими понятиями мы с вами уже познакомились?
-Что такое мораль (система норм и ценностей, регулирующая поведение людей)
-Что такое -Моральный долг (необходимость исполнять моральные нормы)
-Какие литературные произведения всегда содержат мораль?
(басни,притчи)
Притчи-это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Всё это темы притч. Притча-это маленькая сказка-быль. А всем известно, что «Сказка-ложь… (да в ней-намёк. Добрым молодцам-урок)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Просмотр притчи (видео)
- Предлагаю вам посмотреть притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями.
Справедливо ли поступила Мурка?
Правильное ли решение приняли хозяева?
Определение темы урока
О какой моральной норме пойдёт речь на нашем уроке?
-О справедливости
П:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
Р:
-определять цель деятельности на уроке
К:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Введение в тему
Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.
Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке
Что такое справедливость?
По каким признакам можно судить о справедливости?
Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?
Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Кто-то однажды спросил у мудреца Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» - он ответил: «Как можно отвечать добром? На добро отвечают добром. На зло- отвечают справедливостью».
Человечество много веков тому назад выработало незыблемые моральные ценности: любовь, честь, справедливость, бескорыстие, достоинство.
В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо.
Что для вас СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
. П:
- извлекать информацию из устной речи;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
К:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Р:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
20 минут Работа в группах
1 задание группам-
Как вы понимаете слово «справедливость».Разберите его по составу и попытайтесь понять смысловую окраску?
(если мы разберём само слово справедливость - с – совместно, (с чем? 2 часть слова – правда, получается совместно с правдой. То есть по справедливости, значит по правде.)
2 задание группам (исследовательская работа)
Как трактуется понятие «справедливость» в различных источниках?
1гр-Работа с учебником на с. 28
2гр. Словарь Ожегова
3гр Словарь современного русского языка
4гр Словарь Броггауза и Эфрона
Вывод
В «Русской энциклопедии» это понятие трактуется так «Справедливость-одна из семи человеческих добродетелей. Сложное моральное понятие, обозначающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону»
Трактовка разная –смысл один- всё по правде и по закону
3 задание группам
Подумайте, какие слова могут употребляться со
словом справедливый?
(человек, общество, государство, поступок).
Когда Вы задумываетесь о справедливости в своей жизни (ответы детей)
. П:
- извлекать информацию из текста, схемы;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
. К:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Р:
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Отдых на уроке
Физминутка «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу).
А для волка. кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз).
-Кто в этой ситуации поступил несправедливо?
-Какая крылатая фраза приходит на ум? (Справедливость восторжествовала)
4 задание группам
Давайте выясним «Каков он справедливый человек?»
Прикрепите к доске те качества, которые вы считаете подходят к справедливому человеку. Выбирайте качества человека и дополняйте своими.
Работаем по с. 28 учебника
Назовите признаки справедливости
-Соразмерности (т. е каждый поступок оценён по заслугам)
-уравнивания (т. е равное за равное)
«Моральные правила справедливости»
По 1 правилу- чтение-представитель группы
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
8минут Вернёмся к Конфуцию. Однажды один из его учеников спросил:
– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)
– Можно, – улыбнулся в ответ Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант)
Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.
Почему оно «золотое»? (Как мы решили)
Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое)
«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.
Вот как выглядит Богиня Справедливости. (слайд) Она оснащена тремя символами: меч — символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы символизирующие человеческие поступки, завязанные глаза указывают на беспристрастность.
Вопросы
Справедливость свойственна всем людям?
Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.
А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?
Как вы считаете, по каким признакам можно определить, поступок – справедливый или нет?
Дети пытаются размышлять над проблемным вопросом.
П:
-извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-делать выводы на основе анализа объектов;
К:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
Р:
-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
5 минут Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков т. е хороших черт характера
Вопрос последний
-Для чего тебе нужно было сегодня изучать эту тему? И всё ли тебе понятно?
Итог урока : Я благодарю каждого из вас за то время, которое мы провели вместе. Я надеюсь, что сегодня, завтра и через много-много лет, будете такими же честными, открытыми, искренними, справедливыми какими я увидела вас сегодня.
К:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Домашнее задание: (по выбору)
Учитель предлагает выбрать один из вариантов домашнего задания:
• Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
• Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?