Светлана Николаевна Курегова
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [Т], [Т’]. Буквы «Т, т»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока обучения чтению в 1 классе
по теме: «Согласные звуки [т],[т ], буквы Т,т»
Автор: Курегова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МОУ ИРМО «Оекская СОШ»
Пояснительная записка
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Урок обучения грамоте по теме : «Согласные звуки [т],[т ], буквы Т,т» рассчитан на учащихся 1 класса, обучающихся по общеобразовательной программе «Школа России». Программа «Обучение грамоте и развитие речи» (Горецкий В. Г. и др.) осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. [3]
В предложенной методической разработке представлен урок открытия новых знаний с применением игровой технологии. Исходя из этого, в первой графе технологической карты урока, указаны этапы данной технологии. [1]
Данный урок проводится в первой учебной четверти, является 20-м по счету уроком. К моменту его проведения учащиеся знают мало букв алфавита. Материал для чтения на данном уроке включает изученные детьми буквы. [1]
Актуальность: в настоящее время все чаще учащиеся поступают в первый класс с нарушениями фонематического слуха, что затрудняет процесс их обучения, снижает качество. На этапе начального обучения важно
уделять как можно больше внимания работе по развитию фонематического слуха. В методической разработке представлены разнообразные виды работы на уроке, основная часть которых, направлена на его развитие. [3]
Практическая значимость: представленную технологическую карту урока могут использовать в своей работе учителя 1-х классов на уроке обучения грамоте при изучении темы : «Согласные звуки [т],[т ], буквы Т,т».
Технологическая карта урока
Предмет: обучение грамоте (чтение)
Класс : 1
Тема: Согласные звуки [т], [т ], буквы Т, т.
Цель:
1. Познакомить обучающихся с буквами Т,т
2. Учить выделять звуки [т], [т ] в словах, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
3. Развивать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза.
4. Развивать способность узнавать изученные буквы.
5. Развивать речь, память, внимание, фонематический слух.
6. Обогащать активный словарь обучающихся
7. Воспитывать интерес к чтению. [1]
Тип урока : урок открытия новых знаний с применением игровой технологии
Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. -М. : Просвещение, 2016г.
Образовательная технология : игровая
Оборудование: картинки с изображением животных, карточки со схемами слогов и звуков, картинки с изображением мальчиков, шаблоны букв, мультимедиа поезд, касса букв, «Азбука», слоговая таблица, карточки с названиями станций, лента букв.
Ожидаемые результаты:
предметные: знают букву Т, т; умеют находить в словах ударные и безударные звуки, выполняют звуковой анализ слов; различают звуки и буквы, соотносят слова (названия рисунка) со слогоударной схемой слова.
личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме. [1]
метапредметные УУД:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют своё действие.
познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы; понимают смысл прочитанного произведения; логические – строят рассуждения о значении понятий «ударение», «ударный слог»;
коммуникативные: умеют взаимодействовать со сверстниками. [1]
Этапы технологии Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!
– Проверьте готовность к занятию. Эмоционально настраиваются на работу, проверяют наличие необходимых принадлежностей
II. Определение темы урока
Этап ввода в игру
1. Постановка цели
2. Правила игры, условия, инструктаж.
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли 2 мальчика. Давайте с ними познакомимся, это Том и Тим (Приложение 1). Как вы думаете, почему у них такие странные имена? [2]
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для чего надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться полученные, в результате изучения данной темы, знания? [2]
-Том и Тим отстали от поезда (Приложение 2, и просят вас помочь им добраться до города звуков и букв.
Готовы ли вы им помочь?
-Но путь будет не простой – на каждой станции вам будут предложены задания, с которыми необходимо справиться, только так мы поможем нашим героям добраться до города звуков и букв. [3] Рассматривают.
Высказывают свои предположения.
Определяют тему занятия, его цели и задачи.
Принимают условия игры
III. Подготовка к изучению нового материала
Этап проведения игры
1. Упражнения
2. Тренинг
3. Выполнение заданий -Итак, в путь! Занимайте места в поезде.
Артикуляционная гимнастика (Приложение 3)
1 станция «Разминка»
-Посмотрите, кто встречает нас на первой станции. Это наш знакомый Весёлый язычок, он предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику. [3]
Дифференциация гласных и согласных звуков.
2 станция «Попутчики» (Приложение 4)
-Посмотрите, как много разных животных, мы должны их взять с собой. Распределите животных по вагонам. Если название животного начинается на гласный звук, то его место в первом вагоне, если начинается на согласный звук, то во втором вагоне. [4]
3 станция «Ознакомительная» (Приложение 5)
- Мальчики потеряли билеты на поезд. Для того, чтобы восстановить билеты мы должны составить схемы их имен. [2]
IV. Изучение нового материала
-Давайте сравним первый звук в каждом и них. В чем отличие? Почему?
-Звуки [т], [т ], обозначаются буквой Т.
-На что похожа эта буква?
-Сейчас мы обозначим первый звук в именах мальчиков буквой.
-Какую для этого букву мы возьмём большую или маленькую?
-Почему? Напечатайте ее.
-Приведите примеры слов, в которых будет маленькая буква т. [4]
4 станция «Поймай звук» (Приложение 6)
-Том и Тим предлагают вам поиграть. Я буду называть слова. Если в слове твердый звук т, то вы должны топнуть, а если мягкий т – то хлопнуть. [4]
Физминутка
V. Закрепление изученного
5 станция «Читалочка» (Приложение 7)
Чтение слогов, слов и предложений с новыми буквами.
-Как называется станция? Подумайте, какое испытание нас здесь ждет? (чтение слоговой таблицы)
-Какой предмет лежит у нас на пути? (Азбука)
-Чтобы помочь нашим героям мы должны открыть Азбуку на стр. 53 и прочитать слова.
-Рассмотрите рисунок. Кто это? Назовите последний звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Хотите узнать, какая однажды история произошла с этим котом? Давайте прочитаем текст. [4]
Анализ прочитанного.
-Как зовут хозяйку кота? Как зовут мальчиков в тексте. Кто есть у Никиты и Сани? Что сделал кот? Почему? Как вы понимаете выражение «Тут как тут!». Как автор называет кота? Почему?
-Какое название можно подобрать к прочитанному тексту?
-Назовите слова из текста, в которых встретился новый звук. [4]
6 станция «Город звуков и букв» (Приложение 8)
-Вот мы и добрались до города звуков и букв. Назовите жителей этого города. Давайте найдем домики для звуков т и т. [2]
Выполняют артикуляционную гимнастику по тексту «Сказка о весёлом язычке»
Произносят слова названия животных, определяют первый звук, размещают картинку с изображением животного в нужном вагоне.
Составляют схемы слов Том и Тим
Слушают учителя, выделяют звуки, сравнивают их.
Знакомятся с буквой, запоминают, печатают её
Называют слова со звуками [т], [т ]
Слушают учителя, определяют твердость/мягкость изученного звука, выполняют действие в соответствии с заданием.
Выполняют физминутку
Читают слоги, слова, предложения с новыми буквами.
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя.
Анализируют текст, отвечая на вопросы учителя. Озаглавливают текст.
Называют слова из текста с буквами Т,т
Рассматривают «Ленту букв», называют изученные буквы, определяют место буквы т.
VI. Рефлексия
Этап анализа и обобщения
1. Вывод из игры
2. Рефлексия
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
-Том и Тим прощаются с вами. Они говорят спасибо за помощь и награждают вас шаблонами букв.
-Возьмите шаблон буквы (Приложение 9). Раскрасьте его красным цветом, если вы считаете, что хорошо поработали на занятии и все задания выполняли без затруднений, желтым – если не все задания давались легко, зеленым – если все задания вызвали у вас затруднения. [3]
Берут шаблон буквы Т
Оценивают свою работу на занятии. Раскрашивают шаблоны в соответствии с поставленной задачей.
VII. Итог занятия
3. Выводы и обобщения -Над какой темой работали сегодня на занятии?
-Для чего необходимо изучать звуки и буквы?
-Назовите отличительные особенности гласных и согласных звуков.
- Какое задание вам показалось сегодня самым лёгким? Самым сложным? Самым интересным? (Приложение 10) Анализируют свою работу.
Отвечают на вопросы учителя.
Список литературы
1. Агаркова, Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс. Методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. - М. : Академкнига/Учебник, 2015.
2. Крылова, О. Н. Карточки по обучению грамоте. 1 класс / О. Н. Крылова. - М. : Экзамен, 2013.
3. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. - С. В. Кутявина. - М. : ВАКО, 2013.
4. Работа с текстом. Чтение. 1 класс. / Крылова О. Н. – 11-е издание. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.