Ирина Трофимова
Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока Математики
Тема: Единицы времени.
Цели деятельности учителя: Систематизация знаний знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствование устных и письменных вычислительных навыков. умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Планируемые результаты:
Темочки:
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Предметные: Знать единицы времени (сутки, неделя, месяц, год). Уметь решать математические задачи и примеры с единицами времени.
Личностные: развивать самостоятельность и вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Тип урока : ОНЗ.
Оборудование: УМК Математика «Школа России», 4 кл., 1ч. : М. И. Моро, М. А. Бантова; презентация.
Этап урока. Методы и приемы. Хронометраж Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Этап самоопределения к деятельности.
Словесн. : слово учителя.
- Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Улыбкой ясная природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют. Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем. Р. : Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.
2. Актуализация знаний и мотивация.
Практич. : выполнение заданий в тетради. Устный счет
- Открыли тетрадь, записали число, классная работа.
2000 см =? м
35000 м =? км
620 дм =? м
3 ц 39 кг =? кг
2 кг 200 г =? г
20 ц =? кг=? т
6 471 кг =? т
15 см =? мм
23 м =? дм
800 дм =? м
3 м =? см
- Молодцы, ребята! Выполняют задание.
20 м.
35 км.
62 м.
339 кг.
2200 г.
2000 кг, 2 т.
6 т 471 кг.
1 500 мм
2 300 дм2
8 м2
30000 см2 П: Выявление существенного.
Р. : Самоопределение к деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
Словесн. : Эврестическая беседа. - Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Попробуйте догадаться, что это.
- Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.
- Что такое время? …
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег.
- Как вы это понимаете?
Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Сказка В. Даля «Старик-годовик».
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика годовика? Назовите их.
- Почему вы так думаете?
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.
- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик?
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
- О каком времени года идет речь в этой части сказки?
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик?
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»
- Кто отгадает эту загадку?
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
- Кто отгадает последнюю загадку?
- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком?
- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
- Что объединяет все эти слова?
- Сделайте вывод.
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
- Ребята, прочитайте тему нашего урока на слайде.
- Какие цели мы поставим на урок?
Время.
Декабрь, январь, февраль.
Март, апрель, май.
Июнь, июль, август.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Дни недели.
День, ночь – сутки.
Это год, а в году 12 месяцев.
О месяцах, днях недели, сутках.
Это единицы времени.
Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени.
О времени.
Единицы времени.
1. Познакомиться с единицами времени.
2. Уметь решать математические примеры и задачи с единицами времени. Л. : Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
П. : Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.
Р. : Принятие и сохранение учебной задачи.
4. Открытие нового знания.
Словесн. : комментированный ответ
Практич. : решение примеров. Работа в парах
- Ребята, в парах заполните карточки, которые лежат у вас на парте.
1 год =? мес.
1 мес =? сут или? сут.
1 год =? сут или? сут.
Зимние месяцы - ?
Весенние – ?
Летние – ?
Осенние –?
- Почему в году бывает разное количество суток?
- Кто знает ответ на этот вопрос?
Вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше. В феврале в високосном году 29 дней. Говорят, что Високосный год приносит беды. Но это не правда. В Високосный год не начиналась ни одна война.
- Почему в месяцах разное количество суток?
-А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…
Выполняют задание в парах.
12 мес.
30 суток или 31 сутки.
365 суток или 366 суток.
Декабрь, январь, февраль.
Март, апрель, май.
Июнь, июль, август.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней. П. : Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
К. : построение высказываний, ответов.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Словесн. : Решение примеров Работа по учебнику.
Стр. 47, № 217.
- Ребята, посмотрите на задачу. Решим ее устно.
- Прочитайте задачу. Что в ней известно?
- О чем нам говорит то, что в феврале 29 дней?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой будет следующий високосный год, если мы знаем, что он бывает раз в 4 года?
1) 2008 + 4 = 2012 (г.) – високосный год.
- Ребята, а какой ближайший Високосный год?
- Мы знаем из задачи, что 2012 год был високосным.
1) 2012 + 4 = 2016 (г.) – Високосный год.
2) 2016 + 4 = 2020 (г.) – Високосный год.
- Сколько дней в Високосном году?
- Сколько дней в обычном году?
ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)
Решают задачи.
Что это високосные года.
К последнему високосному году добавим 4 года.
Нет.
366.
365. К: Построение речевых высказываний.
П. : Выявление существенного.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Практич. : решение примеров. Работа по учебнику
Стр. 47., № 218
- Прочитайте задачу. Что нам в ней известно? Что нужно найти?
- Какие знания нам помогут, чтобы решить эту задачу?
- Кто хочет выйти к доске и решить задачу? Остальные решают задачу в тетради самостоятельно.
- Мы знаем, что Юра провел июнь и июль у бабушки. Можем ли мы узнать, сколько дней Юра гостил у бабушки? Как?
1) 30 + 31= 61 дней Юра провел у бабушки.
- После того как Юра погостил у бабушки, он отдыхал на турбазе 2 смены по 12 дней. Можем ли мы найти, сколько дней отдыхал Юра на турбазе? Как?
2) 12 *2=24 дня в лагере.
- Что нам еще известно в задаче? Сколько дней в неделе? Можем ли мы теперь узнать, сколько длились дней каникулы у Юры? Как?
3) 61 + 24 + 7 = 92 дня
Ответ: 92 дня длились каникулы.
- Молодцы, ребята!
Знать кол-во суток в июне и июле, кол-во суток в 1 неделе.
П. : использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
7. Включение в систему знаний.
Практич. : самостоятельное решение примеров. Работа по учебнику
Стр. 47., № 220.
- Решите примеры в тетради самостоятельно.
- Ребята, давайте с вами повторим с вами правило нахождения делимого.
Х : 8 = 8 (ост. 6)
Х : 7 = 106 (ост. 5)
Х : 30 = 2 (ост. 20)
Х : 57 = 1 (ост. 2)
- Поменяйте тетрадями с соседом по парте. Проверьте работа по ключу, который вы видите на слайде.
Чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель и прибавить остаток.
70.
747.
80.
59. П. : Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
8. Рефлексия деятельности.
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. – уч. стр. 47., № 221, 222.
- Достигли ли мы поставленных целей?
Продолжите фразы:
- На уроке мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Мне было легко…
Спасибо за работу! Урок окончен!
Записывают домашнее задание.
Да.
Выполняют анализ деятельности. Р: проведение оценки деятельности.