Юлия Башорина
Технологическая карта занятия «Путешествие по реке времени «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Отправляемся в полет…»
ТЕХНОЛОГИЯ : Путешествие по «Реке времени».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» О. В. Толстикова.
СРЕДСТВА: панно «Река времени», иллюстрации и фотографии полета человека в космос, фотографии собак Белки и Стрелки, портрет Ю. А. Гагарина и А. А. Леонова, запись гула самолета.
Публикация «Технологическая карта занятия „Путешествие по реке времени „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: стихотворений «В космосе так здорово!» О. Ахметова; «Космос» Н. Цветкова; «К Венере» В. Астеров; повесть «Тайна третьей планеты» К. Булычев; рассказы «О чем рассказал» П. В. Клушанцев; «Как люди открыли свою Землю» А. Томилин; албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»; русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович»; сказка народов Сибири «Небесный олень».
ДЛЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: детали ракеты (корпус, обтекатель, стабилизаторы, фломастеры, карандаши, клей-карандаш.
ЦЕЛЬ: создать условия для расширения у детей познавательного интереса о космосе.
Задачи образовательной программы:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития воздушного транспорта.
2. Актуализировать представления детей по теме «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».
3. Закреплять в воображении детей целостные образы истории о развитии воздушного транспорта через «остановки» («древность» - «старина» - «настоящее время» - «будущее»).
4. Формировать интерес к истории развития воздушного транспорта.
5. Развивать коммуникативную компетентность: способность к аргументированию суждения, оценке, умение выражать свои мысли словами.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей:
1. Продолжать обогащение словарного запаса детей.
2. Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение литературных произведений, подвижная игра «Путешествие на самолете», д/игра «Узнай профессию», рассматривание дидактического альбома «Авиация».
Этап: Обсуждение воображаемого события. Содержание деятельности: Рассказ воспитателя:- Ребята, я сегодня утром видела в небе как Старик Хоттабыч на своем ковре-самолете летел
Быстро летает ковер-самолет
Словно на крыльях он несет.
Но Старик Хоттабыч – волшебник и он летает на волшебном ковре-самолете.
- А люди, на каких машинах летают в небе?
- А как называются все эти самолеты, вертолеты, аэропланы одним словом? Действие педагога: Акцентирует внимание, привлекает детей к рассуждению. Деятельность детей: Проявляют интерес, отвечают на вопросы. Устанавливают и поддерживают отношения с воспитателем. Планируемый результат: Активно используют свой опыт.
Этап:Постановка цели исследования. Содержание деятельности:С незапамятных времен человек мечтал научиться летать. Летать, как сокол! Летать как орел!
- А вам интересно как возник воздушный транспорт?
- А как нам узнать это? Верно, у нас есть «Река времени». Но прежде чем мы отправимся в путешествие – послушайте легенду.
В городе Талмуде жил царь Александр Македонский. Он приказал запрячь в трон четырех сильных птиц, которым три дня не давали, есть. Через три дня сел на трон и высоко поднял два копья, на которых были привязаны куски мяса. Птицы, стремясь к кускам мяса, подняли на воздух трон с Александром. На большой высоте Александру встретилась птица с лицом человека и приказала ему вернуться на землю. Когда Александр взглянул вниз, он глубоко под собой увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею и в центре кольца маленький помост. Птица объяснила ему, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. По приказанию птицы Александр опустил копья, и птицы полетели вниз и благополучно спустили его на землю, но так далеко от места взлета, что ему лишь с большим трудом удалось достичь своего войска».
- Хотите отправиться в древние времена? Действия педагога:Рассказывает легенду.
Ставит цель. Деятельность детей: Рассуждают, вспоминают панно «Река времени». Слушают легенду. Заинтересованы в проведении экскурсии. Планируемый результат:Способны планировать свои действия, направленные на достижения цели.
Этап:Анализ, сравнение, обсуждение. Содержание деятельности:- Как мы можем попасть в прошлое? На самолете, закрывайте глаза, повторяйте за мной:
Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет.
- Открывайте глаза. Где мы с вами оказались?
- Мы с вами Древней Греции. Здесь есть еще одна легенда об отце и сыне.
На острове Крит жил талантливый архитектор Дедал. А правил этим островом горделивый царь Минос, который никуда не хотел отпускать Дедала. И тогда Дедал сказал: «Правда, Минос окружил меня морем, но воздух все же ему неподвластен, так я подчиню себе воздух!»
Дедал принялся за работу. Набрав перьев, скрепил их льняными нитками и воском, он сделал четыре крыла. Себе и своему сыну Икару. При этом сказав сыну:
- Лети осторожно, потому что, если ты спустишься слишком низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.
И вот Дедал и Икар привязали крылья за спину, продели руки в петли, взмахнул крыльями и поднялся в небо.
Икару очень понравилось лететь по небу. Он взлетел под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Икар стремительно полетел вниз, упал в море и исчез в его волнах.
- А теперь отправляемся в новое путешествие, во времена, когда ваши бабушки были маленькими девочками, а дедушки – маленькими мальчиками. Закрыли глаза.
- Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет.
Пришла очередь воздушного шара, который был наполнен легким горячим воздухом и летал только по направлению ветра.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Время шло, и люди придумали дирижабль – в переводе с французского «управляемый». Способен, двигаться наперекор ветрам с помощью двигателя и винтов-пропеллеров. Наконец дошла очередь и до самых настоящих самолетов – бипланов.
- А сейчас пора домой!
Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет.
Сейчас мы видим с вами в небе самые разные самолеты: грузовые, пассажирские и военные.
Миновал за годом год…
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
-Самолеты и вертолеты, в отличие от воздушного шара и дирижабля, являются аппаратами тяжелее воздуха. И все-таки летают. Почему? Действия педагога:
Проговаривает заклинание. Выставляет ширму с изображением Дедала и Икара. Рассказывает легенду о Дедале и Икаре. Меняет ширму, проговаривая слова. Меняет ширму, проговаривая слова. Действия детей:Повторяют за воспитателем. Слушают легенду.
Рассматривают иллюстрации. Повторяют слова. Повторяют слова. Планируемый результат: Усваивают информацию.
Этап:Экспериментальная деятельность. Содержание деятельности:Чтобы понять это, попробуем проделать простой опыт.
Положите на стол лист бумаги. А теперь подуйте на него. Что произошло? (Литок приподнялся над поверхностью стола и полетел).
- Как вы думаете, почему листок полетел?
- Да, так произошло потому, что под листком благодаря движущемуся потоку воздуха создалось повышенное давление, и образовалась подъемная сила. Примерно то же происходит и под крылом самолета. Пока он стоит, никакой подъемной илы нет. Чтобы взлететь, нужно запустить двигатель, разогнать самолет по взлетной полосе. Тогда набегающий поток воздуха создает под крылом подъемную силу, и самолет взлетит. Благодаря усилиям конструкторов, инженеров и рабочих разных стран появился удобный, надежный и быстрый воздушный транспорт. Действия педагога:Проводит опыт. Действия детей: Ребенок самостоятельно осуществляет действия.
Этап: Здоровьесберегающая деятельность. Содержание деятельности:- А вы смогли бы превратиться в быстрые самолеты? Попробуем? (дети двигаются по группе)
1-2-3-4-5
Начинаем мы играть
Раз – заводим мы моторы.
Влево, вправо повернем,
На посадку мы пойдем.
Действия детей: Проявляют активность в выбранных видах деятельности.
Содержание деятельности:- Но люди все больше смотрели на ясное ночное небо, которое усеяно тысячами звезд. Людей манил космос своими тайнами и загадками.
И 1957 году наша страна открыла новую эпоху – космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Спутники связи – передают передачу от телестанции. Спутники также следят за погодой.
В 1960 году первый успешный полет с возвращением на землю совершили собаки Белка и Стрелка.
А первый полет в космос был совершен 12 апреля 1961 года. Совершил его Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» и длился этот полет всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин всего один раз облетел вокруг Земли.
Но в космосе побывали и женщины. Валентина Терешкова совершила полет в качестве пилота космического корабля «Восток – б». И теперь каждый год 12 апреля мы с вами отмечаем праздник – День космонавтики. Действия педагога:Добавляет иллюстрации. Действия детей: Слушают рассказ воспитателя. Рассматривают иллюстрации.
Этап:Рефлексия. Содержание деятельности:- Ребята, вам понравилось узнавать о воздушном транспорте? В чем вы затруднялись? Что было легко? Действия педагога:Задает вопросы. Помогает правильно строить предложения. Действия детей:Дети рассуждаю, объясняют свои ответы, оценивают.
Этап:Вывешивание панно в группе. Содержание деятельности:Педагог предлагает полюбоваться нашей «Рекой времени» как она преобразилась. Действия педагога:Восхищается полученными результатами. Планируемый результат: Закрепляют полученные знания.