Алтынай Кушкенбаева
Технологическая карта урока по математике, 1 класс
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель ___Кушкенбаева Алтынай Кабидуллаевна___
Предмет: математика
Тема: «Волшебные цифры»
Цели:
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отноше-нии;
Задачи
совершенствовать навыки счета в пределах 10
развивать навык сравнения и анализа, римскими цифрами;
Планируемые результаты:
Публикация «Технологическая карта урока по математике, 1 класс» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
предметные: преобразование модели с целью выявления общих законов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
регулятивные: организация обучающимся своей учебной деятельности, элементов самоконтроля (под руководством учителя);
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руко-водством учителя);
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Межпредметные связи: история, литературное чтение.
Формы работы: фронтальная работа в парах, метод информационного поиска
Ресурсы:
информационные: электронный тренажер по математике 1 класс;
технические : музыкальный центр;
демонстрационные: плакаты, таблицы, индивидуальный раздаточный материал.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к учебной дея-тельности.
Цель этапа:
Осознанный переход обучаю-щихся из внеурочной жизне-деятельности в пространство учебной деятельности.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок математик. Осознанный переход обу-чающихся из внеурочной жизнедеятельности в про-странство учебной дея-тельности.
Регулятивные: самоопределе-ние; целеполагание.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном мате-риале.
Организация актуализации изученных способов действии
Сегодня мы отправимся с вами в сказоч-ное путешествие по стране «Математи-ка». Но сначала мне хотелось бы узнать: «А любите ли вы сказки? А волшебст-во?»
В сказках очень часто встречаются вол-шебные цветы. Может, вы их назовёте?
А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов.
Но в волшебной стране Математике слу-чилось несчастье - злой волшебник, ко-торый очень не любит учиться, разбро-сал все лепестки, что бы, ни один ребе-нок не смог учиться. Поможем победить злого волшебника, соберем все лепест-ки?
Чтобы оказаться в сказочной стране нужно произнести заклинание. Повторя-ем за мной:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели”.
Вели, чтобы мы побывали в стране Ма-тематике и узнали много нового и инте-ресного.
(Звучит музыка)
Слышите музыку? Она означает, что разбросанные лепестки где- то рядом. А вот они.
Ребята, кто прочитает, как называется первый лепесток?
Нам нужно решить все задания, чтобы забрать 1-й лепесток.
(Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки : грибочки и зайчики. Он раздаё т их в со-ответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем – зайчики, с низким- грибочки.)
1. Задание: у кого грибочки – считают от 0 до 10 через 1; у кого зайчики – считают от 11 до 20 по порядку.
2. Весь класс считает от 10 до 1 – об-ратный счёт.
3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте.
Ура 1 лепесток у нас! (Учитель клеит лепесток на доску)
(Звучит музыка)
Слышите, дети, музыка напоминает нам, что нужно поторопиться.
Прочитайте как называется 2 лепесток?
Что такое математическое выражение? (указать определение)
Какие вы знаете математические знаки?
Правильно. Чтобы справиться со сле-дующим заданием, нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каж-дого ребёнка на парте листок с зада-нием. Задания даны по вариантам).
1 вариант
3…4=7
4…2=2
8…3…1=6
2 вариант
6…2=8
9…4=5
3…2…1=4
Давайте проверим выполнение этого за-дания по вариантам, читая по цепочке.
(Работа с электронным тренажером)
Посмотрите на проектор.
Установите соответствие. Сколько по-мидоров изображено на картинке?
Сколько шариков на рисунке?
Двухвариантные тесты.
Неравенство 4< 2 верное? (обвести да, нет)
Дано выражение 7=7. Это неравенство?
Молодцы, хорошо справились с задани-ем! Теперь у нас есть второй лепесток! (Приклеиваем лепесток к серединке на доске)
Слышите, звучит сказочная музыка, нам пора отправляться дальше!
2) Организация фиксации индивидуаль-ных затруднений.
Прочитайте, как называется следующий лепесток?
При выполнении заданий мы с вами пользовались нашими цифрами – араб-скими. Предположите, как могут выгля-деть волшебные цифры?
Посмотрите на числовой отрезок на дос-ке. Какими знаками обозначены здесь числа? Назовите все
Какими знаками обозначены цифры 0, 3, 9, 7?
Да, да
Аленький цветочек, Цве-тик-семицветик
Потому что у него 7 лепе-стков и все они разного цвета: красный, оранже-вый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолето-вый
Да
Устный счёт
Устный счёт
Математическое выраже-ние
=, +, –
6
8
Нет
это равенство
Волшебные цифры
Предположения детей
Шариком, флажком, мя-чом, цветком, грибочком,
бабочкой, грушей,
елкой, рыбкой,
чашкой
Шарик, цветок, рыбка, груша. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;
Познавательные: анализ, син-тез, обобщение; использование знаково-символических средств; подведение под поня-тие;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргу-ментация своего мнения и по-зиции.
Выявление места и причи-ны затруднения
Какая трудность возникла перед вами?
А как мы можем разрешить эту труд-ность?
Правильно, давайте напишем, я на дос-ке, а вы у себя в тетрадях.
Выполнили и это задание, молодцы! Те-перь у нас есть 3 лепесток.
И опять музыка напоминает, что нужно приступить к следующему заданию.
Трудно сразу определить, какая картинка, какому числу соответствует
Для подсказки над каж-дым значком написать цифру, которая ему соот-ветствует
Дети выполняют задание
Познавательные: анализ, срав-нение; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний;
Коммуникативные: формиро-вание и аргументация своего мнения и позиции.
IV.Построение проекта вы-хода из затруднения.
Теперь посмотрим насколько легче вам стало справиться с моими вопросами. (работа с веером)
Какое число обозначено флажком, цвет-ком, рыбкой?
Какое число следует за цветком? Какое предшествует ему?
Насколько бабочка больше, чем грибок?
Молодцы! Мы разгадали секрет волшеб-ных цифр и можем забрать 4 лепесток. (Звучит музыка)
Как называется этот лепесток?
А теперь учебник предлагает нам вы-полнить действия с волшебными числа-ми. Посмотрите на задание 2. (Иллюст-рация задания на доске)
Кто догадался, как найти сумму цветок +1?
Как вычислить пример чашка – 2?
Что запишем в последнем примере?
№2 (иллюстрация номера на доске)
В этом задании нужно поставить знаки >,<, =.
Сравним грушу и кружку, что будет больше? Почему? (по аналогии решают-ся остальные 2 примера)
Для выполнения следующего задания № 3 мы должны вспомнить правило срав-нения чисел с помощью числового от-резка: из двух чисел на числовом от-резке меньшее то, что стоит левее, а больше то, что расположено правее.
В пустых клетках нужно нарисовать волшебные цифры так, чтобы получи-лись верные соотношения, например (у учителя на доске пример).
Молодцы, справились с заданием, 5 ле-песток наш! (Звучит музыка)
2, 9, 3
4
2
1
Реши скорее
Надо от точки, обозна-ченной на отрезке знаком цветок, переместить на 1 единицу вправо. Значит цветок + 1 = гриб
Перемещаемся от точки, обозначенной чашка, на 2 единицы влево: чашка – 2 = елочка
При вычитании числа из того же числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен символом ша-рик. Значит елочка – елочка = шарик
кружка
Т. к. она соответствует числу 9, а груша 6, а 6 < 9.
Познавательные: выбор наи-более эффективных способов решения задач; структурирова-ние знаний.
Реализация построенного проекта.
Что написано на следующем лепестке?
Рассмотрите карточки на доске. Кто из вас может рассказать о знаках, изобра-женных на этих карточках?
Где вы встречали эти цифры?
Цифры не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человека. В древности люди записывали числа словами, затем стали придумывать знаки. Наиболее долговеч-ной из древних систем цифр является римская нумерация, которая возникла более 2500 лет назад. (Слайд с картин-кой древнего Рима и римских цифр)
Сравните цифры в таблице.
Как обозначена цифра 5?
Как получили IV?
Остальные?
Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 6.
А теперь заполним пустые клеточки волшебными цифрами. Римские цифры.
Высказывания детей
На часах, при написании варианта, в книгах- номер главы и т. д.
1 – одна палочка, 2 – две палочки, 3 – три палочки
Это знак V, очень похож на раскрытую ладонь
Четыре – это 5 без 1.
Высказывания детей
Выполняют вместе с учи-телем Познавательные: анализ, срав-нение, обобщение, аналогия; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Первичное закрепление во внешней речи
(Звучит музыка)
Ребята, нам пора двигаться дальше, на-встречу новому заданию.
Как называется 6 лепесток?
А сейчас мы попробуем складывать и вычитать с помощью римских цифр.
Выполним 1-й столбик все вместе.
Что складываем в первом примере?
Сколько получится?
Кто запишет ответ на доске.
Какое действие с римскими цифрами выполняем в следующем примере?
Что из чего вычитаем?
Какой ответ получим?
Остальные 2 столбика вы выполняете попарно. (Фронтальная проверка)
Выполнив это задание, какой вывод можно сделать?
Молодцы! 6 лепесток у нас! (Звучит му-зыка)
Выполни действие
римские I+II
III
Один ученик выходит к доске и записывает ответ.
Вычитание
III – II
IV(ученик записывает у доски)
Дети решают примеры в парах
римские цифры склады-вают и вычитают как обычные Познавательные: анализ, обобщение; извлечение из ма-тематических текстов необхо-димой информации; использо-вание знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; построение ло-гической цепи рассуждений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Прочитаем, как называется последний, 7 лепесток?
У каждого из вас на столе лежит карточ-ка с примерами из римских цифр, вы должны решить их самостоятельно, а потом проверим по эталону у меня на доске.